17.05.2006  Аудиторы нацелились на госзаказ

   Новый порядок отбора аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и организаций вызывает у аудиторских компаний большую озабоченность. Представители фирм считают, что, если следовать установленным правилам, обязательный аудит госпредприятий будут выполнять компании, не имеющие для этого достаточно ресурсов.
   Напомним, что обязательному аудиту подлежат госпредприятия, выручка которых превышает 50 млн руб., или балансовая стоимость более 20 млн руб. Также этой процедуре подлежат госпредприятия, в уставных (складочных) капиталах которых доля федеральной собственности составляет не менее 25%.
   "Отбор аудиторских фирм всегда вызывал нарекания участников этого рынка, - рассказывает директор Приморского института аудита и предпринимательства Оксана ТЕМЧЕНКО. - Ранее действовало постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. №409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита". Однако оно не в полной мере выполняло задачу оптимального выбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита. Конкурсы проводились по формальным признакам, что не обеспечивало конкурентной борьбы среди участников конкурса по объективным критериям и, как следствие, способствовало возникновению демпинга в секторе аудиторских услуг. В итоге это привело к возникновению конфликтов в аудиторском сообществе, нарушениям норм профессиональной этики".
   Чтобы исправить ситуацию, правительство принимает постановление № 706. В новых правилах отбора предпринята попытка упорядочить процедуру определения победителя в конкурсе. Содержит документ и антидемпинговые меры - учитывается отклонение цены аудиторских услуг в меньшую сторону от средней цены, снижено значение коэффициента финансового предложения до 0,2.
   По новым правилам работали аудиторы менее года. С 1 января 2006 г. вступает в силу закон о госзаказе № 94-ФЗ. И если для участников тендеров и администраций он понятен и ясен, то для аудиторов он остался загадкой.
   Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, на минувшей неделе более 10 аудиторских компаний собрались за круглым столом. Основные выступления докладчиков сводились к одной главной теме.
   "94-ФЗ определяет, что победителем конкурса является тот участник, кто предложит наименьшую цену. Понятно, что государству это выгодно, когда речь идет о поставках картофеля и асфальта. Однако если аудиторская компания будет выбираться по самой низкой цене, предприятия рискуют получить себе в аудиторы тех, чей профессиональный уровень оставляет желать лучшего", - считает Оксана Темченко.
   После долгих дискуссий участники круглого стола направили в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю письмо, в котором было предложено при формировании позиции акционера по вопросам повестки общего собрания акционеров, а также при участии представителей территориального управления в составе конкурсных комиссии по отбору аудиторских организаций хозяйственных обществ принимать позицию в отношении способа размещения заказа на аудиторские услуги - путем проведения открытого конкурса.
   При этом желательно, чтобы в состав конкурсных комиссий включали представителя одного из аккредитованных при Минфине РФ профессиональных аудиторских объединений.
   Также предлагается до установления Правительством РФ порядка оценки заявок на участие в конкурсе (в соответствии с пунктом 7 статьи 65 закона № 94-ФЗ) просить ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю при участии представителей территориального управления в составе конкурсных комиссии по отбору аудиторских организаций хозяйственных обществ принимать позицию в отношении порядка оценки заявок на участие - в соответствии с порядком, утвержденным 706-м постановлением правительства.