18.05.2006  Опыт Москвы по размещению госзаказа - регионам

   О ходе развития системы размещения государственного заказа Москвы, актуальных вопросах и проблемах говорили во вторник члены столичного правительства в ходе еженедельного заседания. Соответствующий проект постановления, а также прилагающиеся к нему типовые требования к единым окружным торговым площадкам города, порядок взаимодействия госзаказчиков с Тендерным комитетом и требования к различным средствам обеспечения пользования интернет-сайтами, на которых проходят открытые аукционы в электронной форме, были одобрены и по инициативе мэра Юрия Лужкова взяты за основу. На заседании, помимо московских чиновников, присутствовали и представители федеральных ведомств: руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и замглавы МЭРТ РФ Андрей Шаронов. Они высоко оценили опыт российской столицы в сфере развития системы размещения госзаказа и были единодушны в том, что его стоит перенимать всем субъектам РФ.
   С основным докладом на заседании выступил председатель Тендерного комитета Москвы Геннадий Дегтев. По его словам, в текущем году объемы размещения госзаказа в городе, согласно прогнозам, возрастут по сравнению с 2005г. в полтора раза. В 2006г. на закупку товаров, работ и услуг по госзаказу московские власти выделили порядка 450 млрд рублей. При этом более 57% должно быть размещено на конкурсной основе (в денежном выражении - на 261 млрд руб.).
   Г.Дегтев отметил, что проектом постановления предусматривается в срок до 1 июля 2006г. ввести в действие единые окружные торговые площадки, предусмотрев их интеграцию со службами «одного окна». Он сообщил, что такие площадки уже созданы в большинстве административных округов столицы – Центральном, Северо-Восточном, Южном, Юго-Восточном и Северном.
   Помимо этого в проекте постановления прописано требование к госзаказчикам, согласно которому до 1 сентября им необходимо предоставить на рассмотрение столичных властей реестр продукции, поставляемой по горзаказу, в пределах средств, предусмотренных в московском бюджете на следующий год. А городскому Департаменту экономической политики и развития вменяется до 1 декабря 2006 г. на основании этих предложений обеспечить формирование сводного реестра продукции, поставляемой по горзаказу, и представить его в Тендерный комитет.
   Документ содержит и пункт, обращенный к Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства Москвы. Согласно этому пункту, совместно с Тендерным комитетом ДПиРМП до 1 октября должен разработать и внести на рассмотрение городского правительства проект правового акта, устанавливающего методологические и организационные принципы реализации в Москве требований ст.15 ФЗ №94, согласно которой 15% государственного муниципального заказа должны размещаться среди субъектов малого предпринимательства.
   Кстати, о малом бизнесе речь на сегодняшнем заседании шла неоднократно. Глава столичного Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев заметил, что ФЗ №94 вступил в действие с 1 января 2006 г., однако необходимые документы, регламентирующие участие субъектов малого предпринимательства в процедуре размещения госзаказа, на государственном уровне до сих пор не приняты. Он пояснил, что именно это стало причиной внесения в проект постановления вышеуказанного пункта. При этом министр подчеркнул, что «таким образом, Москва теряет целый год».
   Другой момент, на который обратил внимание М.Вышегородцев, – возможное аффилирование малых предприятий с крупными компаниями. По его словам, уже сейчас известны такие случаи: крупный бизнес регистрирует сеть небольших фирм, пропуская через них определенный объем денежных средств, и с их помощью получает госзаказ. «Поэтому при разработке московского закона нужно обязательно проводить серьезную работу по поиску методов определения подобного аффилирования», - считает глава ДПиРМП.
   Об этом упомянул и И.Артемьев. Он согласился с серьезностью проблемы, озвученной руководителем ДПиРМП, и сообщил, что недавно ФАС и МЭРТ был разработан соответствующий документ, в котором говорится о том, что 15% госзаказа для малых предприятий должно распространяться лотами объемом не более 2 млн рублей. «Из-за двух миллионов крупная компания не станет прибегать к подобным методам», - считает глава ФАС. Он также добавил, что, дабы не прибегать к давлению на самих заказчиков, им предлагается самим выбирать, при заказе каких товаров будет более приемлемо привлекать малые предприятия.
   В целом И.Артемьев высоко оценил опыт российской столицы в организации аукционов по размещению горзаказа и высказал мнение, что этот опыт необходимо перенимать другим российским регионам. "У Москвы есть, чему поучиться и Правительству РФ, и ФАС", - уверен он. Чиновник добавил, что "лидерство Москвы в этой сфере является очевидным".
   А.Шаронов, выслушав обсуждение, заявил, что уже 29 мая на государственном уровне будет обсуждаться первый пакет поправок к ФЗ №94. «Поэтому я прошу Москву внести свои предложения», - сказал он. Мнение российской столицы ценится высоко – в первую очередь, благодаря заметным преимуществам московской системы размещения горзаказа, отметил замглавы МЭРТ. Он выделил наиболее заметные успехи города: компьютеризация всех процедур горзаказа, высокий уровень развития необходимых информационных технологий; создание служб «одного окна» и инфраструктуры системы горзаказа – единой торговой площадки и окружных площадок в административных округах.
   Говоря о проблемах, которые могут поджидать малое предпринимательство в ходе реализации ФЗ №94, А.Шаронов присоединился к мнению И.Артемьева и подтвердил, что на федеральном уровне в Правительство РФ уже внесены необходимые документы.
   Все участники обсуждения сошлись во мнении, что в срочном порядке должен быть переработан федеральный классификатор продукции и услуг. Сформулировал позицию властей руководитель Комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк. «Классификатор крайне несовершенен. Нужно срочно актуализировать его в соответствии с современными ценовыми характеристиками; при этом классификатор должен быть единым, а не своим у каждого субъекта Федерации», - сказал он.
   Ю.Лужков поддержал высказанные замечания. В первую очередь он высказал убеждение, что в городе должен быть сформирован "черный список" недобросовестных участников конкурсов и аукционов. Причем попадать в него должны не только компании, но и их руководители – для того, чтобы исключить возможность создания ими нового предприятия для участия в торгах. А в случае попадания в ряды неблагонадежных «дочек» крупных фирм – указывать этот факт для того, чтобы в случае подачи на аукцион заявки головного предприятия рассматривать ее более углубленно. «Недопустимо в Москве проводить некачественные работы в любой сфере», - уверен мэр. -Только создание «черного списка» будет препятствовать попаданию недобросовестных компаний в город».
   Он обратился к А.Шаронову с предложением о соответствующем сотрудничестве. Кроме того, мэр согласился с необходимостью предотвращения создания крупными компаниями мелких «дочек» с целью получения госзаказов. «Просто сказать «мы даем вам 15%!» - не получится», - считает Ю.Лужков. - Нам нужна четкая логика работы с малым бизнесом: логика предпочтений при распределении госзаказа. Малый бизнес нужно развивать, и мы должны максимально ясно продумать, как реализовать эти 15%».
   Столичный градоначальник также обратил внимание также на необходимость дальнейшего укрепления «прозрачности» системы городских торгов. Уже сейчас необходимо, по его словам, проводить в Москве открытые конкурсы.
   Ю.Лужков заявил также, что недавно им было отправлено письмо Президенту РФ Владимиру Путину, где изложена просьба урегулировать проведение торгов по секретным объектам. В российском законодательстве нет нужных инструментов, регулирующих этот вопрос. «Но независимо от степени открытости государства государственные секреты были, есть и будут", - напомнил глава города.
   Ю.Лужков в целом одобрил работу, проведенную Тендерным комитетом Москвы, назвав ее «добротной и серьезной». Он считает, что в скором времени комитет должен быть преобразован в департамент "с учетом тех функций, которые появятся у него после этого заседания".
   Завершая обсуждение, мэр предложил принять документ за основу, поручив внести в него высказанные членами правительства и приглашенными предложения в течение двух недель.
   «Важно понять, что мы не просто обсуждаем важный вопрос, а говорим о чистоте и прозрачности работы всей экономической системы города», - резюмировал Ю.Лужков.
   ИА "Альянс Медиа"