10.06.2006 Украина: частные интересы общественного контроля над госзакупками 6 июня и.о. премьер-министра Юрий Ехануров поручил министерствам и ведомствам, секретариату Кабинета Министров проанализировать ситуацию в сфере государственных закупок и подготовить предложения по усовершенствованию системы в этой сфере. При этом он сделал акцент на необходимости учесть опыт зарубежных стран, в частности, членов Европейского Союза. По мнению Еханурова, в публичном обсуждении этого вопроса должны принять участие совет предпринимателей при Кабмине, отраслевые ассоциации и общественные организации. Новую редакцию закона о государственных закупках правительству поручил подготовить президент Виктор Ющенко. Этот законопроект новая Рада может «прокатить» точно также, как в феврале нынешнего года она преодолела вето президента на уже действующий закон о порядке закупок за государственные средства. «Наша Украина», «БЮТ», Партия Регионов и КПУ были теми политически силы, которые поддержали закон. Они же прошли и в новый состав парламента. Причем, переизбраны и наиболее известные лоббисты «неудобного» закона: Анатолий Семинога (БЮТ), Ксения Ляпина (НСНУ), Виталий Хомутынник (Партия Регионов) и другие. Вступление в силу подписанного в марте президентом Украине закона сопровождалось известным скандалом. Противники его указывают на наличие клановых интересов, сфокусированных вокруг Министерства экономики и других ведомств, ведающих госзакупками. Теперь наблюдать за госзакупками будет Рада в лице подведомственных ей Счетной палаты, Антимонопольного комитета и других контролирующих органов, и «общественная» организация: Тендерная палата. Но, по словам критиков нового закона, на практике общественный контроль за госзакупками вылился во влияние на тендеры с участием коммерческих организаций, которые стремятся оттеснить государственных чиновников в борьбе за официальные и неофициальные посреднические проценты при получении госзаказов. По сути, речь идет о перераспределении прибыли от тайного и явного лоббизма при проведении тендеров от министерств и причастных к ним структур до якобы общественных, а практически – коммерческих организаций. От одной экономической группировки – к другой. В 2006 году на госзакупки запланировано израсходовать около 30 млрд. грн бюджетных денег. А в 2005 году их было потрачено 25 млрд. грн. Маржа посредников на этом рынке составляет десятки и сотни миллионов гривен. Есть за что побороться. По данным Специальной комиссии Счетной палаты Украины с 17 марта 2006 года – момента вступления в силу новой редакции закона о госсзакупках, цены на рынке госзакупок снизились на 15, 5 процента. Следовательно, за год это можно сэкономить свыше 7 млрд. грн. бюджетных денег. Казалось бы, этому можно только порадоваться. Но проанализируем некоторые особенности нового закона. Согласно закону о закупках за государственные средства информация о тендерах в обязательном порядке должна быть размещена на информационных веб-сайтах, которые получили сертификат соответствия требованиям защищенности. Пока что таким требованиям в Украине отвечает только один сайт, принадлежащий Европейскому консалтинговому агентству – www.zakupivli.com . И именно через него вот уже два месяца с момента вступления в силу закона о госзакупках проходит значительная часть объявлений о тендерах. Другие Интернет-ресурсы, вынуждены приостанавливать свою деятельность. Так, в частности поступила Информационная система «Электронные государственные закупки Украины» (www.e-tenders.kiev.ua). На смену одним монополистам: веб-сайту госструктур и «Вестнику госзакупок» при Минэкономики пришел другой – ООО „Европейское консалтинговое агентство”, являющийся владельцем информационной системы „Портал „Государственные закупки Украины” (www.zakupivli.com). В новой редакции закона появился и пункт, который разрешает оплату услуг консультанта. Этим сейчас активно пользуется еще один «реализатор» нового закона - Центр тендерных процедур, тесно связанный как с самой Тендерной палатой, так и Европейским консалтинговым агентством. Участникам тендеров Центр предлагает в комплекте документов проект контракта, в котором есть пункт о том, что сторона по контракту (имеется в виду – поставщик) обязуется оплатить Центру услуги по заключению договора. Цена услуги от одной до 2 тыс. долл. Плата взимается Центром, помимо того, что он получает от участника плату за тендерную документацию, оценивающуюся в тысячу долларов. Кроме этого, участник тендера должен заплатить еще примерно 100 долларов за выдачу поручительства, которое является единственной формой обеспечения участия в тендере. Да плюс еще обязанность покупателя оплатить размещение своих материалов на информационном ресурсе www.zakupivli.com. Объявление о тендере, консалтинговые услуги – это только часть средств, которые официально уплачивают участники торгов. Есть еще и так называемая неофициальная часть. Это когда в тендере участвует одно или ограниченное количество структур. Тут уж вхожим в высокие правительственные и парламентские кабинеты лоббистам полное раздолье. Раньше заключение о правомочности такого отбора давало Минэкономики. Теперь такое заключение дает общественная организация – Тендерная палата. А так как количество тендеров с одним участником по-прежнему велико, и по некоторым оценкам оставляет от 10 до 15% рынка госзакупок, борющаяся со злоупотреблениями Тендерная палата сама вынуждена противостоять монопольному искушению дать «нужное» участнику тендера заключение. Сейчас Тендерная палата устами своих руководителей заявляет, что ей удалось пресечь злоупотребления на многие сотни тысяч гривен бюджетных денег. Но интересно, что среди учредителей общественных и частных структур: Тендерной палаты, Центра тендерных процедур и Европейского консалтингового агентства, активно участвующих в организации нового порядка госзакупок, по данным сайта «Е-урядник» ( www.e-uriadnik.org.ua) значатся одни и те же фамилии Антона Яценко и Анатолия Врублевского. Кроме этого, А. Яценко является первым вице-президентом Тендерной палаты. То есть, интересы общественности при контроле над госзакупками и частных учредителей общественных организаций, серьезно влияющих на многомиллиардный рынок тендеров, представляют одни и те же люди. Эксперты же считают, что они – лишь пешки в распределении бюджетных средств, а корни следует искать куда выше. Среди руководства Тендерной палаты встречаются фамилии и народных депутатов, лоббировавших принятие закона, по которому общественная организация получила невиданные полномочия. Стоит назвать народного депутата от БЮТ Олега Лукашука (вице-президента Тендерной палаты),от НСНУ - Ксению Ляпину (первый вице-президент), от НСНУ же Николая Одайника (почетный президент Тендерной палаты). Но это – только те, кто, так сказать, «засветился» на сайте Тендерной палаты (www.tpu.net.ua). Разработать и принять закон им помогали многие другие народные избранники. Основным разработчиком документа на сайте Рады значится комитет по финансам и банковской деятельности рады минувшего, 4 созыва, возглавляемый Сергеем Буряком. С. Буряк избран и в новый состав парламента – по списку БЮТ. Автором проекта закона значится и от БЮТ - Сергей Осыка (бывший министр экономики), представлял его на решающем втором чтении в стенах Рады также член комитета по финансам и также вновь прошедший в Раду по списку Партии Регионов Виталий Хомутынник. Вообще, о самом процессе принятии скандального закона имеет смысл сказать отдельно. Оно достаточно показательно. Свой законопроект депутат Сергей Осыка отзывал на переработку и подавал его снова. Но все равно документ еще не раз перерабатывали. И, похоже, автор к этому уже не имел отношения. По мнению экспертов, видевших проекты закона на разных стадиях его разработки, между первым и вторым чтением в законе произошли разительные изменения. Именно тогда в нем как раз и появились новации вроде Тендерной палаты и другие, вокруг которых сейчас, после вступления закона в силу, и идут ожесточенные дискуссии. Это, впрочем, не помешало докладчику от профильного финансового комитета Виталию Хомутыннику заявить коллегам-депутатам перед голосованием, что закон уже был принят в первом чтении, а теперь в нем лишь учтены некоторые поправки. Не прошло и 20 минут, как закон был принят и во втором чтении. Также легко Рада 314 голосами преодолела и вето президента, не согласившегося со многими положениями закона. Как сообщил UGMK.INFO владелец одного из частных предприятий, он никогда не принимает участия в тендере, если не знает наверняка, что победит в нем, договорившись об этом с его устроителями. Роль других участников конкурса, имитирующих бурную конкурентную деятельность, выполняют другие частные предприятия. На следующем тендере уже одно из них окажется победителем. А наш герой, услуга за услугу, будет для виду составлять им конкуренцию. Вот так в Украине и осуществляется большинство закупок за государственные средства. Идея, заложенная в основу этого закона, – вывести госзакупки из-под контроля чиновников и передать под контроль общественности, была весьма здравая. Но реализуется она пока что как-то странно. Вместо посредника между покупателем и продавцом в лице чиновника (что, конечно, плохо) пришел все другой посредник – но уже в лице представителя якобы общественной организации, услуги которой далеко не бесплатны. Связанный с госзакупками конфликт может еще не раз напомнить о себе. Его стороны - правительство и депутаты, судя по всему, готовы к продолжению спора. Многие народные избранники после формирования нового Кабинета Министров уже традиционно перейдут на работу в правительство. Но что останется неизменным при перемене мест – так это частный интерес к распределению бюджетных средств. Кому заботиться о доходах в бюджет найдется немного, а желающих делить эти средства – целая армия... |