06.07.2006 Потери РФ из-за коррупции в сфере размещения госзаказа составляют 1% ВВП Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа. Такие данные были озвучены в четверг на круглом столе по вопросу противодействия коррупции в секторе госзакупок. По некоторым оценкам, совокупная сумма всех государственных и муниципальных заказов в России составляет более 2,3 трлн рублей в год. Из них по самым скромным подсчетам похищается 300 млрд рублей, сообщил Михаил Евраев, начальник Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС. И по его словам, наиболее коррупционными после сферы госзакупок являются процедуры распределения природных ресурсов и доступа к государственному и муниципальному имуществу. Он, в частности, привел такой пример. В рамках реализации ФЗ 122 проводились закупки медикаментов для льготников. Были вскрыты факты, когда глазные капли, реализующиеся через розничные сети по 3 рубля, закупались «в огромном количестве и на огромные деньги» по 14 рублей. Позитивным моментом в противодействии коррупции М.Евраев назвал вступление в силу «Закона о размещении госзаказа», разработанного МЭРТ. Главным достижением этого документа, по мнению представителя ФАС, является обеспечение равного доступа к участию в конкурсе на размещение заказа для всех предпринимателей и создание конкурентной среды. «До 1 января 2006 года доля «честных» конкурсов составляла не более 1%. Очень часто победитель был предопределен заранее, а законодательства как такового практически не существовало», - рассказал М.Евраев. Вступивший в силу закон обязал заказчиков размещать информацию о конкурсе не только в печатных СМИ, но и в электронном виде в Интернете, для чего был создан единый информационный портал, продолжил чиновник. Также была ограничена предварительная квалификация участников. «Раньше заказчик мог выставить любые требования для участника, фактически описать ту компанию, с которой заранее договорился. Сейчас же перечень требований содержится в законе и четко ограничен», - подчеркнул М.Евраев. Среди прочих нововведений закон гарантирует право на проведение аудио- и видеозаписи, что сделает конкурсы более прозрачными. А одним из главных преимуществ закона М.Евраев назвал введение аукционов, где победитель определяется только по одному критерию – по цене. Появление законодательной базы в сфере госзакупок уже привело к тому, что предприниматели стали активнее бороться за свои права. С февраля 2006 года в ФАС поступило более 600 жалоб, по которым некоторые конкурсы были отменены, по другим же были выданы предписания, заявил М.Евраев. Однако для лучшего противодействия коррупции, по его мнению, необходима более интенсивная контролирующая работа – не только реакция на поступающие жалобы, но и плановые проверки. Это, в свою очередь, потребует некоторой реорганизации антимонопольной службы, поскольку объем работы очень велик – ежегодно в стране размещается несколько миллионов заказов. В то же время М.Евраев назвал среди приоритетов своей службы реформу отраслевого законодательства. В частности, он указал на необходимость принятия трех ключевых нормативно-правовых актов, требуемых для совершенствования закона. По его словам, требуется регламентировать процесс электронных торгов и существенно расширить сферу их применения. Во-вторых, необходимо четко определить виды товаров, которые могут закупаться исключительно на аукционах. И, в-третьих, следует четко прописать критерии определения победителей конкурса, что позволит создать единое экономическое пространство по всей России. |