11.08.2006 Нацпроект в сфере жилстроительства вступает в стадию реализации После трудного и затянувшегося старта, завершился подготовительный этап приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". О завершении этого этапа и переходе непосредственно к реализации приоритетного проекта сообщил журналистам руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик. Не секрет, что из четырех приоритетных проектов, нацеленных на решение первостепенных потребностей населения страны, именно с решением жилищного вопроса уже на предварительной стадии возникли самые большие трудности. Это и понятно, если учесть, что за предшествующие многие годы вопрос обеспечения квартирами, если и поднимался, то носил, как правило, чисто декларативный характер. Государство самоустранилось от решения проблемы, фактически прикрыв все социальные программы в этой сфере. Это не значит, что в последнее время не строили. Строили, но дорого и мало. Вот и въехали в новые дома лишь те немногие, кто смог расплатиться за жилье полновесной монетой, причем, как правило, сразу, без всяких ипотечных и прочих кредитов и ссуд, облегчающих жизнь новым квартировладельцам. Поэтому и оказалась страна в ситуации, когда две трети ее населения не удовлетворены своими жилищными условиями, четверть всех российских семей живут в плохих или очень плохих условиях. И в общей сложности к полутора миллиардам квадратных метров всего жилищного фонда, имеющегося в стране в наличии, нужно, по крайней мере, добавить еще примерно половину этих же объемов. Маразму в строительной индустрии сопутствовало аналогичное положение и в законодательной сфере. Государство, когда спохватилось, обнаружило, что у него нет элементарных инструментов для успешного решения жилищной проблемы в условиях рыночной экономики. Поэтому в ускоренном темпе были разработаны и приняты более 25 законов, в том числе такие краеугольные, как Жилищный и Градостроительные кодексы. Кроме того, в жизнь вступили многочисленные подзаконные акты, без которых ни один из этих законов не заработал бы. Все это позволило сформировать комплекс мер, служащих, как формированию спроса, так и предложений на рынке жилья. К первой категории относятся подпрограммы, служащие обеспечению жильем тех категорий граждан, в отношении которых есть обязательства у федеральных властей. Всего у государства за годы накопились закрепленные законами обязательства по обеспечению жильем в отношении 1,2 млн семей. Это, в частности, военнослужащие, работники правоохранительных органов, выезжающие из районов Крайнего Севера, ликвидаторы, вынужденные переселенцы, инвалиды. Также законодательно закреплено предоставление существенных льгот для молодых семей. Как сообщил Сергей Круглик, в отношении этих категорий граждан программы по обеспечению жильем уже начали работать. Так, идет строительство домов для военнослужащих, которое позволит в ближайшие годы сократить число ожидающих среди них квартиры в Москве, Петербурге, Московской и Калининградской области на 50 -60 процентов. Важнейшим инструментом, стимулирующим спрос на жилье, является ипотечное кредитование. По мнению главы Росстроя, оно успешно развивается. Если за весь 2005 год таких кредитов было выдано на сумму 35 млрд рублей, то за первые шесть месяцев этого года уже на 66 млрд рублей. Такие темпы роста делают реальным выполнение плана выдачи ипотечных кредитов на 108 млрд рублей за весь этот год, тем более, что с середины года минимальная процентная ставка снижена до 11,5 процентов. В прошлом году она равнялась 14 процентам годовых. Но есть и проблемы с обеспечением спроса. Они в первую очередь связаны с несогласованностью федерального и местного законодательства. Как показал анализ правовой базы, в большинстве регионов нет нормативных актов, которые бы позволяли привлекать средства регионов в дополнение к субвенциям, выделяемым федеральным бюджетом. Это касается в первую очередь получения жилья ветеранами и инвалидами. Федеральный бюджет предусматривает обеспечение жилья исключительно граждан этих категорий, без учета членов их семей. Местные же бюджеты не имеют права финансировать улучшение условий жилья остальных членов семьи. Поэтому из 1,7 млрд рублей, выделенных на эти цели федеральным бюджетом в первом полугодии 2006 года, удалось освоить только 76 млн рублей. Как результат, жилищные условия улучшили по всей стране лишь 197 ветеранов и инвалидов. Как считает Сергей Круглик, без скорейшего внесения изменения в федеральные законы о ветеранах и социальной защите инвалидов, эту проблему не решить. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизация ее объектов - это главные меры, которые служат формирование предложений на рынке жилья. Как отметил в связи с этим глава Росстроя, практически во всех крупных городах России исчерпались свободные площадки с необходимым инженерным вооружением под массовое жилищное строительство. Не секрет, что в большинстве таких городов из-за этого все последние годы развивалась преимущественно точечная жилищная застройка, в том числе за счет скверов и участков, предназначенных для других целей. Поэтому первостепенная задача - создание инфраструктуры на новых земельных площадках. Еще более обострила дефицит земли массовая практика муниципальных властей, которые перед 10 октября 2005 года передали без тендеров различным структурам земли, предназначенные под застройку. Как сообщил Сергей Круглик, принято решение, что если к 10 октября 2007 года на этих участках не начнется строительство, то решение о их выдаче аннулируется, и они выставляются на конкурс под застройку. По его мнению, радикально решить ситуацию с землей под жилищное строительство должны изменения в правовых актах. Для этой цели еще в этом году планируется внести в Госдуму поправки, облегчающие переквалификацию из одной категории в другую неиспользуемые земли в пригородных зонах. Говоря о ходе выполнения плана жилищного строительства в 2006 году, глава Росстроя сообщил, что 6 месяцев в России введено в эксплуатацию 15,6 млн кв метров жилья, что соответствует плановому заданию. Примечательно, что из них - 7,5 млн кв метров - индивидуальное строительство. Причем, ежегодный прирост в общем объеме строительства доли индивидуального жилья составляет за последние годы 3-4 процента. Это также очень важный резерв выполнения приоритетного национального проекта. |