15.08.2006 Предприниматели оспаривают итоги конкурсов по освоению госзаказа Новый закон об организации госзакупок пока что не оправдывает надежд чиновников сделать процедуру распределения госзаказа максимально прозрачной и не коррумпированной, а количество жалоб от предпринимателей, оспаривающих итоги проведения конкурсов по освоению госзаказа, будет только увеличиваться, прогнозирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Главной проблемой, отмечают эксперты, остается низкий уровень организации конкурсов на выполнение госзаказа, за которым зачастую стоит лоббирование интересов той или иной бизнес-структуры. С 1 января 2006 года вступил в силу федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Основные изменения коснулись процедуры распределения госзаказа, которая теперь проводится исключительно через аукционы. По замыслу чиновников открытая процедура распределения госзаказа позволит побороть коррупцию, которая ежегодно пробивает в госбюджете миллиардные бреши. С февраля этого года правительство доверило ФАС роль контролера в этой сфере, а в понедельник чиновники подвели первые официальные итоги исполнения закона. «Сейчас организационная структура ФАС в сфере контроля за государственным заказом проходит период становления, но предприниматели, обращаясь в антимонопольный орган, уже видят, что свои права можно защитить. Мы ожидаем увеличения количества жалоб в геометрической прогрессии во втором полугодии 2006 года», — отмечает начальник управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС Михаил Евраев, комментируя первые итоги проверок по госзаказу за первое полугодие 2006 года. Так, из 464 поступивших от участников конкурсов жалоб 262 обращения специалисты антимонопольных органов признали обоснованными. Территориальными управлениями ФАС выдано 169 предписаний, вынесено 57 предложений по устранению нарушений. При этом общая сумма штрафов составила 302 тыс. руб. «В первом квартале текущего года мало кто понимал, как нужно проводить конкурсы по госзаказу по новым правилам, но волей-неволей их организаторы стали вникать в новый закон. И в столице уже есть первые успешные результаты», — отмечает президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий. Однако во многих регионах, сетуют специалисты ФАС, говорить о подобной практике не приходится. Зачастую, комментирует заместитель руководителя пермского УФАС Александр Снегур, организаторы конкурсов по госзаказу допускают ошибки еще на стадии подготовки конкурсной документации. Например, для компаний устанавливаются критерии участия в конкурсе, которые не предусмотрены в федеральном законодательстве. Наиболее распространенная ошибка — требование об указании квалификации участников, хотя это условие, уточняет Снегур, применимо только при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. «В некоторых конкурсах просматривается прямое лоббирование той или иной компании, поэтому критерии участия в конкурсе закладываются под определенный субъект — будущего победителя. Доказать этот факт довольно сложно», — рассказал Александр Снегур. Что касается малых предпринимателей, добавляет Игорь Городничий, то с начала 2006 года для них ничего не изменилось. «До сих пор правительство не разработало методику обязательного выделения 15% от объема госзаказа малому бизнесу и механизм контроля за этой нормой», — отметил Городничий. В свою очередь, в пресс-службе МЭРТ рассказали, что документ, ограничивающий величину лота для малого бизнеса при размещении госзаказа, находится на согласовании в Минюсте. |