23.08.2006 ФАС: жалоб на размещение госзаказа станет больше Пик числа жалоб предпринимателей в ФАС на нарушения, допущенные органами власти в ходе размещения госзаказа, ожидается во втором полугодии. Такое заявление сделал в среду Михаил Евраев, начальник управления по контролю и надзору в сфере недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы. По его словам, в последнее время предприниматели стали активнее обращаться с подобными жалобами в ФАС. Всего за первое полугодие управлением было рассмотрено 464 жалобы на действия или бездействие заказчиков. Из них более половины признаны обоснованными, а общая сумма штрафов, собранная по КоАП, составила 302 тыс. рублей. Статистика центрального аппарата ФАС за июль говорит о росте количества обращений в текущем квартале. Так, за первое полугодие было подано 20 жалоб на нарушения, допущенные при размещении заказа федеральными ведомствами, а только за июль их число возросло до 18. Такие результаты явились следствием вступления в силу с 1 января 2006 года ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и назначения ФАС с марта 2006 года контролирующим органом в этой сфере. «На протяжении этого года ситуация в сфере размещения госзаказа принципиально изменится», - пояснил важность этого документа М.Евраев. По его словам, основными нарушениями, выявленными по результатам проверок, являются несвоевременное размещение информации о проведении торгов, выставление требований по предварительной квалификации, запрещенных законом, отсутствие критериев определения победителей конкурсов, из-за чего нарушается принцип состязательности. По озвученным М.Евраевым данным, на федеральном уровне больше всего жалоб поступило на Федеральное агентство по образованию и Пенсионный фонд. Представитель ФАС выразил сожаление, что еще не готовы некоторые постановления правительства, из-за чего "тормозится" положительный эффект от вступления закона в силу. В частности, сейчас идет проработка постановления о том, какие товары, работы и услуги должны размещаться исключительно на аукционах. Придание аукционам обязательного статуса позволит достичь экономии бюджетных средств до 15% от общего объема размещения государственного и муниципального заказов РФ, или 345 млрд рублей ежегодно. Для сравнения: все расходы федерального бюджета на образование составляют 201 млрд рублей, а на здравоохранение и спорт – 149 млрд рублей. Помимо экономии бюджетных средств введение аукционов позволит эффективнее развивать конкуренцию, считает М.Евраев. Ведь тогда у всех компаний будет равный доступ к госзаказу, без каких-либо преференций. «А наличие преференций у предпринимателей является одним из самых серьезных сдерживающих моментов в развитии экономики нашей страны», - высказал свое мнение начальник управления по контролю и надзору в сфере недвижимости, локальных монополий и ЖКХ. Второе разрабатываемое сейчас постановление правительства должно определить критерии оценки товаров и услуг при проведении конкурсов. Сейчас же заказчики определяют критерии произвольно, поэтому иногда вне конкурса остаются компании, предлагающие цену на 50% и даже 80% ниже победителя. Кроме того, к осени ФАС совместно с МЭРТ и профильным комитетом Госдумы планирует ввести ряд поправок в ФЗ №94. В частности, подробно будет прописана норма проведения творческого конкурса. Также появится положение о том, что если компании не смогут добросовестно выполнять контракт, заказчики без проведения нового конкурса перезаключат контракты с подрядчиком, занявшим второе место. «Мы планируем убрать из закона ограничение на проведение электронных аукционов на заказы суммой свыше 500 тыс. рублей», - продолжил М.Евраев. В планах законотворческой деятельности ФАС - переход на электронную систему оповещения и размещения информации о торгах и отказ от размещения информации на бумажных носителях. Представитель антимонопольной службы ответил на вопросы журналистов относительно проверки ситуации с рынком недвижимости в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге на предмет нарушения антимонопольного законодательства. По словам М.Евраева, какие-либо комментарии по ходу или по результатам проверки следует ожидать не ранее чем через несколько месяцев, когда сама проверка уже будет проведена. «Говорить об этом пока преждевременно», - отметил он, добавив, что нарушение антимонопольного законодательства может заключаться либо в ценовом сговоре участников рынка недвижимости, либо в злоупотреблении доминирующим положением. «Cамо по себе существенное превышение цены на квадратный метр нарушением антимонопольного законодательства не является», - пояснил М.Евраев. |