02.04.2002  Московский городской подряд подорожал...

   В столице существенно изменились условия участия строительных организаций в конкурсах на получение городских заказов на строительные работы. Запрятаны новшества в распоряжении мэра от 21 марта № 153-РМ "О внесении изменений и дополнений в приложение 1 к распоряжению Мэра Москвы № 53-РМ от 25.01.01".
   Во-первых, распоряжением № 153-РМ утверждены новые условия отбора участников конкурсов. Драконовская мера: теперь участник может обеспечить свои обязательства только внесением денежного задатка. Напомним, что прежде строительная фирма могла использовать в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе банковскую гарантию, залог, поручительство органа государственной власти. Все эти способы теперь исключены.
   Утешительный нюанс: задаток не требуется вносить при стартовой стоимости контракта (договора) менее 2500 МРОТ. Хотя утешение скверное — таких дешевых строительных подрядов (получается сумма меньше тысячи долларов) сегодня просто не бывает.
   Еще одно нововведение: размер обеспечения обязательств по контракту, то есть сумма задатка, должна составлять не менее 5 процентов от стоимости самого контракта. Прежде этот показатель был установлен на уровне 15 процентов (но зато задаток можно было заменить поручительством).
   Кроме того, в контракте с победителем конкурса теперь должно быть предусмотрено: если в течение гарантийного срока эксплуатации объекта, в нем обнаружены дефекты, то заказчик может использовать задаток подрядчика для финансирования работ по устранению брака.
   Примечание. Вызывает серьезное удивление безграмотность разработчиков данного распоряжения. Использование задатка со стороны участников кокнурса при проведении конкурса ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕВОЗМОЖНО, ибо, согласно статье 380 части I Гражданского кодекса РФ, "Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения." При проведении конкурсных ЗАКУПОК (а не ПРОДАЖ) по заключенному в результате конкурса договору платежи причитаются с ЗАКАЗЧИКА. То есть внести ЗАДАТОК может только ЗАКАЗЧИК, но никак не ПОСТАВЩИК-УЧАСТНИК КОНКУРСА.
   Если же авторы данного документа имели ввиду ЗАЛОГ, то и здесь их ожидают серьезные проблемы. Согласно статье 350 части I Гражданского кодекса РФ, "Реализация (продажа) заложенного имущества... производится путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном процессуальным законодательством, если законом не установлен иной порядок". Таким образом, предметом залога может быть только то, что может быть продано с торгов, или же в законах должен быть определен иной порядок удержания залога. Деньги по своей природе с торгов проданы быть не могут и посему предметом залога также. Об этом, в частности, смотри, Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.07.1996 №7965/95.
   Понятно желание разработчиков попытаться учесть требования статьи 448 части I Гражданского кодекса РФ, но во-первых, задаток не является обязательным условием проведения торгов; во-вторых, никто не запрещает использование других способов обеспечения исполнения обязательств поставщиков.