15.09.2006  Выгодны ли МБ новые правила распределения госзаказа?

   Правила распределения госзаказа уже в ближайшее время могут претерпеть серьезные изменения. Минэкономразвития предлагает поднять порог, при котором государственный заказ распределяется путем запроса котировок, в четыре раза, с 250 тыс. руб. до 1 млн руб. Кроме того, госзаказчиков могут освободить от обязанности размещать информацию о тех или иных работах в печатных изданиях, позволяя им ограничиться лишь электронной публикацией.
   Вступивший в силу с 1 января 2006 года федеральный закон о распределении госзаказа принципиально поменял систему закупок товаров и услуг для государственных нужд.
   Так, например, основная часть госзаказа должна распределяться исключительно через аукционы, кроме того, 15% услуг или товаров лота должно быть освоено исключительно малым бизнесом. Однако, признают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), полностью искоренить злоупотребление при распределении госзаказа не удалось до сих пор. Так, за первое полугодие из 464 поступивших от участников конкурсов жалоб 262 обращения специалисты антимонопольных органов признали обоснованными. Территориальными управлениями ФАС выдано 169 предписаний, вынесено 57 предложений по устранению нарушений. При этом общая сумма штрафов составила 302 тыс. руб.
   По оценкам МЭРТ, реформа госзакупок с более прозрачными правилами игры позволит сэкономить государству до 160 млрд руб. На днях заместитель министра экономического развития, статс-секретарь Андрей Шаронов заявил, что МЭРТ уже подготовило ряд поправок, упрощающих распределение госзаказа. В частности, предлагается изменить условия размещения заказов путем запроса котировок, увеличив их порог с 250 тыс. руб. до 1 млн руб. Распределение работ через запрос котировок подразумевает следующую схему размещения госзаказа: заказчик предоставляет информацию о госзаказе через официальный сайт региона, а победителем становится тот, кто предлагает наиболее низкую цену контракта.
   Кроме того, МЭРТ предлагает освободить госзаказчика от обязанности публиковать информацию о работах в печатных изданиях, ограничившисьлишь электронной публикацией. «Зачастую информация о госзаказе, опубликованная в том или ином печатном издании, доходит до очень ограниченного круга лиц,— соглашается исполнительный директор объединения предпринимательских организаций „ОПОРА РОССИИ” Дина Крылова.— Например, потенциальные поставщики товаров для госнужд могут находиться за пределами той территории, на которой распространяется печатное издание, либо тираж печатного издания может быть скуплен той или иной заинтересованной компанией». Однако генеральный директор Московского агентства по развитию предпринимательства Алексей Герасимов не исключает, что не многие малые компании, особенно в регионах, могут позволить оснастить офис современной техникой. Поэтому специализированные печатные издания, считает он, порой становятся единственным источником информации о госзаказе.
   Неоднозначно эксперты расценивают и предложение об увеличении порога запроса котировок. Работы большей стоимости могут оказаться не под силу малым предпринимателям, опасается Алексей Герасимов. «В то время как крупные фирмы безболезненно согласятся выполнить работу по более низкой цене, получив при этом доступ к госзаказу»,— комментирует он.
   Директор института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова, напротив, убеждена, что новые правила создадут более выгодные условия для малого бизнеса. При получении заказа через запрос котировок потенциальному поставщику не нужно предоставлять информацию, подтверждающую его право на участие в торгах. Поэтому при значительных поставках, например канцелярских товаров, малым предпринимателям не придется участвовать в конкурсах, условия которых зачастую размыты, говорит эксперт, напоминая, что через запрос котировок, как правило, размещаются заказы на поставку простых и сопоставимых товаров.