29.09.2006  Коррупция на конкурсной основе

   Вчера правительство анализировало, как работает закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных служб», вступивший в силу с 1 января 2006 года. Чиновники признают: закон получился «сложным и неудобным».
   Одна из главных проблем связана с высокой коррупционностью процедур. Председательствовавший на заседании первый вице-премьер Дмитрий Медведев прямо заявил, что сфера госзакупок не только достаточно сложная, но и одна из самых коррумпированных. Это не удивительно, ведь речь идет об очень больших деньгах. Так, в 2006 году госзакупки составили пятую часть расходов федерального бюджета (800 млрд руб. или 3% ВВП).
   Подсчитать коррупционную ренту чиновников, ведающих проведением аукционов, торгов и конкурсов, можно лишь приблизительно. Например, если верить руководителю экспертного управления администрации президента Аркадию Дворковичу, то «стандартный» откат российской бюрократии составляет от 10 до 50-60% объемов бюджетных средств при заключении сделки.
   Заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов вчера фактически подтвердил справедливость оценки. Он зачитал выдержку из письма бизнесмена, в котором автор прямо назвал таксу, уплаченную некоему чиновнику (16% от суммы контракта). Столько же, уточняет автор письма в правительство, было в прошлом году, когда новый закон о госзакупках еще не вступил в силу. Деньги переводятся на счета юридической фирмы якобы за оказанные услуги. Схема настолько проста и безопасна, что Дмитрий Медведев даже в шутку поинтересовался, уж не рекламирует ли ее докладчик.
   Андрей Шаронов заверил, что не рекламирует, и предложил свою версию, почему при проведении госзакупок никак не удается побороть коррупцию. Ответственность, считает он, в большей степени лежит на правительстве, медлящем с принятием ряда постановлений, регламентирующих в том числе порядок проведения аукционов. В результате открывается широкое поле для злоупотреблений со стороны нечистых на руку чиновников.
   Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев подтвердил: «Без постановления правительства об аукционах закон о госзакупках остается законом о конкурсах».
   О том, что критика нового порядка проведения госзакупок обоснована, свидетельствуют и итоги работы ФАС. С начала года в антимонопольную службу поступили 800 жалоб, оспаривающих результаты конкурсов. В 500 случаях они были признаны обоснованными. Как бы то ни было, Игорь Артемьев верит в закон. После введения механизма электронных аукционов при проведении госзакупок экономия бюджетных средств, по его подсчетам, составит от 20 до 40%. Пока она более чем скромная - 6,5%, а у естественных монополий и того хуже - всего 1,8%, что, конечно же, не сопоставимо с потерями казны от коррупции.