02.10.2006  Татарстан: Казань реформирует автотранспорт

   С 2007 года в Казани будет запущена новая транспортная схема, которая должна полностью изменить систему пассажирского транспорта в городе. Количество маршрутов будет существенно сокращено, а «пазики» и «газели» заменят автобусами большой вместимости.
   Разработчиком проекта нового транспортного облика столицы Татарстана (в Казани проживает 1,1 млн человек) выступило ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (г. Санкт-Петербург). Из городского бюджета на разработку схемы было выделено 3 млн рублей. Объясняя необходимость новой схемы движения транспорта, начальник комитета по транспорту и связи исполкома Казани Айдар Абдулхаков заявил, что из 149 автобусных маршрутов 44 дублируют друг друга. «Газели» зачастую выходят на маршруты без предварительного технического осмотра. Все это негативно отражается на безопасности движения: половина дорожных аварий происходит по вине частных перевозчиков. Поэтому первоочередной мерой казанских властей станет упразднение дублирующих маршрутов. При этом разработчики заверяют, что 85% маршрутов останутся беспересадочными, а 23 вообще не изменятся.
   Сегодня в Казани пассажирские перевозки осуществляют 2,1 тыс. автобусов. Около 75% от общего числа составляют автобусы малой вместимости и только 25% — автобусы большой вместимости. Разработчики новой схемы движения собираются коренным образом изменить эти пропорции. До 70% нового автобусного парка составят автобусы большой вместимости, 20% – особо большой вместимости и только 10% – автобусы малой вместимости. Мэрия Казани уже заявила о намерении приобрести 100 низко— или полунизкопольных автобусов НефАЗ (которые производит предприятия группы «КамАЗ»). Предполагается, что общее количество городских автобусов сократится с 2,4 тыс. до 1,4 тыс., причем только 300 из них составят маленькие автобусы. При этом, по предварительным расчетам, количество перевозимых пассажиров возрастет на 13,4% до 122 тыс. человек.
   К еще более интересным новациям можно отнести то, что все автобусы будут оснащаться бортовыми комплектами автоматизированной системы управления и управляться из Единого городского диспетчерского центра. Кроме того, планируется и ввод автоматизированной оплаты проезда на общественном транспорте при помощи пластиковых смарт-карт. По оценкам чиновников, такая система позволит учитывать протяженность маршрута, время движения и количество пересадок. Ожидается, что в результате ее использования будет решена проблема рентабельности муниципального и частного транспорта, прозрачности выручки и количества перевозимых пассажиров.
   Стоим заметить, что схема движения автотранспорта учитывает и перспективное развитие строящегося казанского метрополитена, первая очередь которого была запущена в 2005 году. Перед внедрением новой транспортной схемы мэрия города собирается провести тендеры среди перевозчиков на право владения маршрутом. При этом маршруты планируется распределять так, чтобы каждое автопредприятие обслуживало и прибыльные, и социальные маршруты. Проект новой маршрутной сети будут утверждать депутаты городской думы на своем заседании в конце года.
   Некоторые частные предприниматели-перевозчики уже выразили опасение, что если заменить «газели» на НефАЗы, то город вернется «к положению 80−х годов, когда люди по часу на остановках ждали транспорта». И. о. председателя Ассоциации частных перевозчиков Казани Виктор Корнишин говорит, что скоропалительно менять сеть перевозок нельзя, тем более что существующая система складывалась годами. К тому же исследование пассажиропотока, которое провели специалисты ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры», стало единственным за последние восемь лет, а подобные исследования надо проводить не реже чем два раза в год.
   Сейчас проект новой транспортной схемы проходит общественное обсуждение. Члены исполкома Казани проводят встречи c сотрудниками крупных предприятий города, по телефону «горячей линии» принимаются замечания и предложения горожан. Мэр Казани Ильсур Метшин уверен, что новая схема - тот самый случай, когда надо семь раз отмерить и только потом один раз отрезать.
   Отметим, что проблема реформирования системы пассажирского транспорта сегодня становится одной из самых острых в крупных городах России. Так, власти Красноярска решили создать на базе всех муниципальных предприятий единого частного перевозчика, который за счет своего коммерческого статуса сможет получать кредиты для обновления автобусного парка.