03.10.2006 Санкт-Петербург: страховка даст новые преимущества для МБ в сфере госзаказа Страхование государственного заказа может быть очень эффективным механизмом защиты интересов государства, но при двух условиях: доработке соответствующего закона и накоплении страховщиками практического опыта. Государственные закупки занимают особое место в экономике России. Так, например, основная цель системы госзаказа Петербурга - своевременное и эффективное обеспечение потребности города в качественных товарах, работах и услугах, которые населению может обеспечить только государство. В первую очередь через госзаказ закупают товары, работы и услуги для нужд образования, дорожного строительства, коммунального хозяйства, медицины. В последние годы в Петербурге наблюдается постоянный рост объема бюджетных закупок. В 2003 г. он составлял 55 млрд руб., в 2004-м - 49 млрд руб., в 2005-м поднялся до 70 млрд руб. На 20 сентября 2006 г. произведено закупок на 88,025 млрд руб. 1 января 2006 года вступил в силу ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно ему получатели госзаказов обязаны предоставлять заказчику гарантию того, что работы будут выполнены. Гарантийное обеспечение может оформляться в одной из трех форм: банковской гарантии, залога или полиса страхования ответственности по контракту. Полис обойдется подрядчику существенно дешевле, чем банковская гарантия или залог, вот только механизм страхования ответственности по госзаказу пока еще не получил большого распространения. Во-первых, проанализировав опыт первого полугодия действия нового закона, страховщики Петербурга заявляют о необходимости доработки федерального законодательства по страхованию госзаказа. «Федеральный законодатель создал весьма неоднозначный закон, - считает заместитель директора петербургского филиала САО «Гефест» Анатолий Кузнецов. - Он обеспечивает страховое покрытие только до 30% от цены контракта». Только при четком определении всех обязательств, возлагаемых на подрядчика, страховая компания сможет объективно оценить риски и принять их на страхование. Причем основную роль в этом деле страховщики возлагают на заказчика, то есть в данном случае - на государственного чиновника. Второй причиной, по которой развитие страхования контрактной ответственности в системе госзаказа происходит недостаточно быстро, является нехватка в Петербурге компаний, имеющих лицензию на страхование «контрактных» рисков. К концу лета 2006 года их успели получить, по словам А.Кузнецова, только 4-5 страховщиков. Возможность страховать свою «контрактную» ответственность за выполнение госзаказов откроет более широкие перспективы на этом рынке для малого и среднего бизнеса. В этом убеждена директор центра страхования имущества и ответственности Cеверо-Западной дирекции СК «РОСНО» Татьяна Ини. По ее оценке, первоначально получатели госзаказов редко обращались в компанию с целью застраховать контракт, но в последнее время ситуация изменилась. На данный момент 70-75% рынка обеспечения госзаказов исполняется за счет банковских гарантий и залогов. На долю страховых компаний, соответственно, приходится около 25-30%. «Использование страхового обеспечения при работе с госзаказами выгодно: в этом случае не «замораживаются» средства клиентов. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса», - рассуждает представитель «РОСНО». |