04.10.2006 Стартовал проект по совершенствованию системы госзакупок в РФ В реформировании системы госзакупок Европейскому Союзу есть что предложить России в качестве положительного опыта. Об этом заявил Марк Франко, глава представительства Европейской комиссии в России в среду, 4 октября, в ходе официальной презентации проекта «Реформа государственных закупок II». По его словам, в европейских странах на госзакупки тратится 15-20% ВВП, и основными принципами построения этой системы являются равное право на участие в гозакупках всех субъектов экономической деятельности, равный доступ к информации о госзакупках, непредвзятость процесса рассмотрения заявок. Анна Катамадзе, заместитель директора Департамента регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития отметила, что в ходе реализации первого этапа проекта с аналогичным названием осуществлялось изучение законодательства стран ЕС и практики его применения, которые и легли в основу федерального закона о госзакупках (94-ФЗ). Начинающийся же второй этап проекта будет направлен, прежде всего, на мониторинг его реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также на совершенствование законодательства и обучение кадров. По ее мнению, совершенствование данного закона необходимо, главным образом, в части регламентации системы электронных торгов, которая станет антикоррупционной основой всей системы госзакупок. Лариса Некрасова, начальник отдела госзакупок того же департамента, добавила, что главные составляющие закона – это конкуренция и эффективные, справедливые торги. Закон, по ее словам, упорядочил способы размещения госзаказа и ввел некоторые новации, например, аукционы. Они позволили экономить до 50% средств, и этот опыт уже можно предложить зарубежным странам. Согласно приведенным данным, за 9 месяцев действия закона увеличилось количество торгов в целом, получена экономия бюджетных средств, на 9% уменьшилось количество гозакупок, размещенных без торгов. Представитель МЭРТ считает, что закон требует лишь корректировки, а не изменения его сути. Михаил Евраев, начальник Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы России, сообщил, что ФАС России ожидает ежегодный минимальный эффект от вступления в действие 94-ФЗ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в объеме 150 млрд руб. Это достижимо при реализации трех главных новаций закона: обязательном размещении информации на едином портале, ограничении предварительной квалификации в части требований к участникам торгов, введении аукционов и четкой регламентации определения победителя конкурса. По словам М. Евраева, если консолидированный объем закупок на всех уровнях в РФ составляет 2,3 трлн руб., то потенциальная экономия в объеме 5-10 млрд руб. – и это абсолютно реальные цифры. Совершенствование закона он связал с принятием нескольких постановлений правительства – по определению перечня товаров, работ и услуг, закупки по которым осуществляются только на аукционах и по порядку определения победителя. В заключение было отмечено, что проект продлится до 2008 года; его бюджет составляет 3 млн евро. Он финансируется ЕС и осуществляется совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службой России. В материалах к презентации среди основных целей проекта названы: создание системы электронных закупок и системы работы с рекламациями, разработка механизмов для составления более точных прогнозов объемов госзакупок и более отлаженной системы допуска зарубежных компаний к российским государственным торгам. Бенефициарием проекта является компания Louis Berger SAS (Франция) в консорциуме с Высшей школой экономики (Российская Федерация), InWEnt (Германия), Progeco (Италия) и CM International (Франция). Эксперты по госзакупкам и мониторингу будут работать в Москве, Республике Карелия, а также в Ярославской, Пермской и Ростовской областях. В рамках проекта обучение пройдут 120 российских госслужащих и 20 преподавателей. |