17.01.2001  Нижегородская область: малый бизнес стал активнее в реализации областного заказа, но проблемы остаются

   В территориальном управлении по антимонопольной политике немалая часть дел связана с нарушениями принятых нормативных законодательных актов, касающихся распределения государственного заказа. Пока лишь этот орган делает все возможное, чтобы справедливость в такого рода случаях восторжествовала. Остальные (и некоторые чиновники, и желающие получить государственный заказ) лишь могут указывать на существующие прорехи в политике государственного заказа. На последнем оперативном совещании у губернатора о них говорил Владимир Буланов, директор департамента поддержки и развития предпринимательства, которого по долгу службы волнует участие предпринимателей в госзаказе. Выпущен ряд федеральных законов и правительственных постановлений, предусматривающих это участие. Кроме того, это прописано и в программах по развитию и поддержке малого бизнеса.
   Существует несколько уровней госзаказа: федеральный, областной, муниципальный. Что касается федерального заказа, то о нем предприниматели почти и не знают. Они лишены доступа к информации о проводимых конкурсах. В итоге, по оценке федеральных органов власти, вместо установленных законодательством 15 проц. малые предприятия получают не более 2 проц. общего объема федерального заказа и не более 6 проц. на уровне субъектов Российской Федерации. Владимир Буланов отметил активизацию роли малого бизнеса в областном заказе. Если всего в 2000 году в конкурсных торгах приняло участие около 80 предприятий, то 40 проц. из них — субъекты малого предпринимательства. А вот в некоторых районах области вообще не утруждают себя проведением конкурсов. И до того, как там расходуют бюджетные денежки, мало кому есть дело.
   Конкурсный подход прежде всего подразумевает экономию бюджетных средств. Но пока о возможной экономии на госзаказе говорить не приходится. По-прежнему принцип дружеских и родственных отношений весомее принципа конкурентности. Может быть, поэтому много нарушений, связанных с условиями проведения конкурсов. Взять хотя бы как-то вдруг объявленный губернатором конкурс на частные перевозки. Объявили — тут же назначили срок. Явно в период от объявления до назначения дня конкурса две недели, предусмотренные законодательством, никак не умещались. Да и через средства массовой информации об этом не уведомили. Мол, кому надо — услышат, узнают. Территориальное управление по антимонопольной политике казус предотвратило. Но таких казусов — о-го-го! А потом всю охоту участвовать в облзаказах у предпринимателей отбили. Многие объявленные конкурсы просто-напросто оказываются несостоявшимися по причине отсутствия участников. Государство у нас порой не спешит расплачиваться за размещенные заказы. В общем, используя определенный жаргон, “заказали” заказы. А что областные власти? Областные власти проповедуют лозунг — конкурсность, открытость и информированность.