18.01.2001  В Петербурге сменился поставщик топлива для нужд городского автотранспорта

   Комитет по экономике и промышленной политике Петербурга в конце 2000 года провел тендер на поставку топлива ГП "Пассажиравтотранс", результаты которого изменили расстановку сил на городском топливном рынке. Многочисленные публикации на эту тему в СМИ обошли вниманием несколько примечательных моментов. В нынешнем году, впервые за последние несколько лет, основную часть бензина и дизельного топлива (около 70% или около 6 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц) в городские автопарки будет поставлять не ЗАО "Петербургская топливная компания", а компания "Балт-Трейд". Интересы ПТК лоббирует в городском правительстве первый вице-губернатор Петербурга Юрий Антонов. Однако причина особого внимания КЭПП к компании "Балт-Трейд" проясняется не сразу. Напомним, что тендер на обеспечение "Пассажиравтотранса" топливом на 2001 год впервые проходил по новой схеме, разработанной комитетом по экономике. В частности, как стало известно, юристы, разрабатывающие условия тендера до недавнего времени входили в состав руководства холдинга БФПГ, дочерней структурой которого является "Балт-трейд". Многие эксперты полагают, что новые условия тендера корреспондируются с финансово-экономическими планами развития "Балт-Трейда". Видимо, поэтому, другие компании сочли для себя эти условия невыгодными, ведь они не имели возможность заранее прогнозировать те или иные затраты при тех или иных объемах поставках в городские структуры, а следовательно допускать определенный демпинг. В то же время руководитель комитета А.Алексашин в последний год не только значительно обновил состав своего комитета, но и стремится вносить изменения во все возможные вопросы городской экономики. Однако топливный сектор, контроль над которым столь интересен чиновникам, по-прежнему "закреплен" за Ю.Антоновым, ввиду большей компетентности последнего в вопросах бесперебойного снабжением нефтепродуктами городского транспорта. В то же время, последние события показывают, что на фоне активизирующейся борьбы Смольного за лишение первого вице-губернатора Ю.Антонова сфер влияния на городское хозяйство, происходит снижение роли "подконтрольной" ему ПТК в вопросах нефтепродуктообеспечения городских структур.
   Еще одним аргументом в пользу этого высказывания стало решение КУГИ Петербурга о реализации городского пакета акций ЗАО "ПТК" в размере 14%. Некоторые эксперты топливного рынка считают, что монополизация в сфере снабжения топливом городского транспорта может негативно отразится на стабильности поставок нефтепродуктов в условиях кризиса. В прошлом году кроме ПТК и "Балт-Трейда" автопарки снабжала топливом компания "ЛУКОЙЛ Северозападнефтепродукт", которая имела договор на снабжение двух из десяти автопарков ГП "Пассажиравтотранс". В нынешнем году дочерняя компания ЛУКОЙЛа оказалась исключенной "по техническим причинам" из числа участников тендера. Однако при дефиците топлива бесперебойное снабжение нефтепродуктами может обеспечить только нефтяная компания, работающая со своим сырьем. Но ни "Петербургская топливная компания", ни "Балт-Трейд" не имеют собственных нефтепродуктов. В результате городское руководство будет вынуждено вновь изыскивать возможности для снабжения нефтепродуктами частных топливных компаний по договорам, заключенным администрацией Петербурга с нефтяными компаниями, может даже с тем же ЛУКОЙЛом. Ранее, в сложных ситуациях с поставками топлива в город проблемы не возникало, поскольку рынок не был монополизирован, и в случае отказа одной из нефтедобывающих компаний, к примеру, "ЛУКОЙЛа" стабильность рынка сохранялась, поскольку городская администрация (через ПТК) привозила в город "сургутское" топливо. В нынешней ситуации все вопросы нефтепродуктоснабжения городского транспорта зависят только от компании "Балт-трейд", который не только не имеет своего топлива, но и не является уполномоченной компанией НК "Сургутнефтегаз". Вследствие этого в ближайшем будущем может возникнуть новое лобби продвижения "Балт-трейда" в уполномоченные Сургутской нефтяной компании. Кто возглавит это лобби в городской администрации, пока неясно.