17.11.2006  E-госзакупки: закон един не для всех

   Постановления правительства, отсылки к которым содержатся в федеральном законе №94 «О госзакупках», до настоящего времени не приняты. Но даже в случае принятия таковых до конца текущего года, их действие не будет распространяться на муниципалитеты. Однако, несмотря на это, экономический эффект от принятого закона, по мнению экспертов ФАС РФ, может составить от $5 млрд до $10 млрд.
   Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должен был стать законом прямого действия, с 01 января 2006 года узаконившим практику применения е-госзакупок. Однако закон так и не заработал в полную силу — произошла задержка в подготовке постановлений правительства, «закрывающих» 24 «отсылочные» статьи ФЗ №94. Напомним, что изначально предполагалось, что проекты этих постановлений будут утверждены не позднее весны 2006 года.
   По словам директора Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ Ирины Кузнецовой, процесс подготовки постановлений идет очень тяжело, несмотря на то, что эти нормативно-правовые акты должны быть приняты до конца текущего года «полным пакетом».
   «Но существует еще одна проблема, — сообщила участникам семинара „Организация эффективных государственных закупок“, организованного РБК СОФТ, г-жа Кузнецова. — Если даже необходимые постановления правительства будут приняты, не стоит забывать о том, что они не являются федеральным законом и не имеют никакой сферы регулирования для муниципалитетов». Таким образом, образуется «правовой вакуум» — федеральный закон, единый для органов государственной власти всех уровней и муниципальной власти, содержит большое число «отсылочных статей», которые будут «закрыты» постановлениями правительства, но правительство может регулировать только деятельность государства. В этом случае муниципалитеты должны или немедленно принять 24 аналогичных нормативно-правовых акта, или продолжать жить в ненормированном правовом пространстве. «С моей точки зрения, было бы очень хорошо, если бы мы создали единые правила для всей страны и закрепили их федеральным нормативным актом. Вот тогда этот закон прямого действия будет прямым до конца», — продолжила Ирина Кузнецова.
   Напомним, что в соответствии с ФЗ №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с 01 января 2006 года вся информация о госзакупках должна быть открыта для свободного доступа, в том числе и конкурсная документация. Это возможно лишь в случае ее размещения в свободном доступе в электронном виде, за исключением госзаказов, составляющих государственную тайну, на официальных сетевых ресурсах государственных образований федерального, регионального и муниципального значения. Данные, размещаемые на страницах официальных сайтов, распространяются открыто и бесплатно.
   В ФЗ №94 введены жесткие регламенты на сроки рассмотрения конкурсных заявок и заключение контрактов. Кроме того, предоставляется возможность проведения прямых аукционов в электронной форме в интернете в режиме реального времени, однако введено ограничение на суммы контрактов, которые можно заключать с ее помощью, — размер сделки не должен превышать 500 тысяч рублей. И несмотря на то, что верхний порог сделок невелик, это значительный шаг вперед в деле перевода госзакупок на «электронные рельсы». По мнению менеджера проектов департамента корпоративных решений РБК СОФТ Аспандара Вердияна, электронная торговая площадка — «это информационно-аналитический инструмент обеспечения эффективного взаимодействия между участниками процессов торгово-закупочной деятельности, который способствует повышению их прозрачности и достижению экономии государственных средств».
   Новым законом также предусмотрено ведение реестра контрактов и реестра недобросовестных поставщиков. В соответствии с распоряжением правительства, все сведения о проведении госторгов должны размещаться на едином портале госзакупок, официальном сайте Российской Федерации, проект по созданию которого был включен в ФЦП «Электронная Россия» еще в 2003 году. Экономический эффект от принятого ФЗ №94, по мнению экспертов ФАС РФ, может составить от $5 млрд до $10 млрд ежегодно, в том числе благодаря ряду нововведений в сфере использования современных ИТ при размещении государственных и муниципальных заказов. Помимо публикации сведений о проведении госзакупок, на официальном сайте в течение двух лет со дня нарушения обязательств, если таковые имели место, хранятся все сведения о недобросовестных поставщиках, презревших условия аукциона или заключения контракта.