23.11.2006  Поправки в закон о госзаказе касаются МБ

   Госдума намерена усовершенствовать действующий закон о госзаказе. Законопроект, предусматривающий поправки в этот ФЗ, был принят депутатами в первом чтении в среду, 22 ноября. Документ был внесен в ГД депутатами М.Шаккумом, В.Ельцовым и П.Камшыловым.
   С докладом по данному вопросу выступил председатель Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. Он отметил, что проект федерального закона направлен на совершенствование процедур размещения заказа с учетом практики применения ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также на уточнение отдельных положений закона.
   Так, уточняются случаи, когда закон не применяется. Вводится понятие внебюджетных источников финансирования, одноименных товаров, работ и услуг.
   Законопроект устраняет имеющийся пробел в части определения государственных заказчиков. Проблема состоит в том, что в настоящее время Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, государственные внебюджетные фонды должны закупать продукцию в соответствии с законом о госзаказе, но они не могут выступать государственными заказчиками. Законопроектом уточняется, что «государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также получатели средств федерального бюджета» и проч.
   В целях экономии бюджетных средств при размещении заказа законопроектом предлагается сократить перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов. Причем сведения, исключенные из извещения, переносятся в конкурсную документацию и документацию об аукционе. Кроме того, в законопроекте предлагается конкретизировать требования к конкурсной документации.
   Также документ предусматривает увеличение максимальной суммы, при которой допускается запрос котировок, с 500 тыс. до 1 млн рублей. При этом срок подачи котировочных заявок увеличивается с 4-х до 7-ми дней.
   Устанавливается возможность заказчика в случае расторжения контракта в связи с неисполнением поставщиком своих обязательств заключить контракт с тем участником размещения заказа, с которым заключается контракт при уклонении от этого победителя торгов.
   Законопроект закрепляет ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.
   Кроме того, устанавливается право заказчика заключить контракт с несколькими поставщиками в случае размещения заказа на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, на поставку вакцины, технических средств реабилитации инвалидов.
   Документ вносит изменения в статью 15 закона о госзаказе, регулирующую особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа путем проведения торгов. В новом варианте статьи прописано, что «государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг». То есть разработчики законопроекта предлагают отказаться от предусмотренного действующим законом перечня товаров, работ и услуг, которые могут поставлять, выполнять и оказывать малые предприятия, так как малый бизнес, подчеркивают они, выполняет практически все виды работ и оказывает все виды услуг.
   Кроме того, законопроектом устанавливается предельная цена контракта при размещении заказа, тогда как в действующем законе предельная цена лота также устанавливается Правительством РФ. Данная поправка, по мнению разработчиков документа, позволит реально обеспечить возможность малых предприятий получить и выполнить такой заказ. «Предельная цена контракта на поставку товаров и выполнение работ, - отмечается в законопроекте, - не должна превышать 3 млн рублей, на оказание услуг – 2 млн рублей».
   Также законопроект уточняет перечень документов, которые должен предоставить участник для заключения контракта.
   Комитет ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям в целом положительно оценивает данный проект закона, однако отмечает, что к нему имеются отдельные замечания. Так, следует уточнить, кто может являться государственным заказчиком. Более четко нужно прописать перечень документов, которые предоставляет поставщик при заключении с ним контракта.
   Отдельной проработки, по мнению комитета, требует и вопрос с внесением изменений в статью 15 закона о госзаказе, касающуюся малого бизнеса. Однако в целом комитет поддерживает проект федерального закона и рекомендует Госдуме принять его в первом чтении. Принятие законопроекта, подчеркнул М.Шаккум, позволит создать условия для наиболее эффективного размещения государственного заказа, обеспечить экономию бюджетных средств, а также расширит возможности для большего числа лиц участвовать в размещении заказа.
   Депутат Сергей Собко отметил важность закона о госзаказе, а также подчеркнул, что была проделана значительная работа по его совершенствованию. Тем не менее он обратил внимание депутатов на то, что закон был принят год назад, но уже требует корректировки. В целом он поддержал новый законопроект, добавив, что ко второму чтению в него нужно внести ряд изменений.
   «Порочной практикой» назвал депутат Сергей Решульский принятие таких важных и «финансово емких» законов, как закон о госзаказе, «в ускоренном режиме». Он также поддержал документ, рекомендовав ряд поправок.
   Спикер Госдумы Борис Грызлов высказал свою позицию по отношению к этому законопроекту. Он считает, что его нужно «попытаться принять в этом году». Во втором чтении документ может быть рассмотрен 15 или 20 декабря, а в третьем – 20 или 22 декабря.
   По итогам обсуждения законопроект был принят Госдумой в первом чтении.