24.11.2006  Госзаказчики работают с нарушениями

   Государственные заказчики различных уровней зачастую допускают нарушения при размещении госзаказа, и от этого страдают не только предприниматели, которые не могут получить доступ на этот рынок, но и сами заказчики, покупающие некачественный товар. Ситуацию в данной сфере в пятницу, 24 ноября, обсудили участники семинара «Актуальные проблемы государственного заказа и реализации ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который прошел в ТПП РФ.
   О первых итогах контрольной деятельности Федеральной антимонопольной службы в сфере госзаказа рассказал заместитель начальника управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС России Владимир Ефимов. Он напомнил, что служба выполняет эту функцию всего год, ранее этим занималось МЭРТ. За это время система контроля размещения госзаказа претерпела коренные изменения: были введены административная процедура рассмотрения жалоб, механизм защиты интересов заказчиков и проч. Все эти изменения, считает В.Ефимов, не только сделали данную систему контроля более прозрачной, но и способствовали защите интересов всех сторон.
   Оценивая закон о госзаказе, представитель ФАС отметил, что он «не лишен недостатков», и в настоящее время служба при сотрудничестве с МЭРТ «старается привести нормы закона в соответствие с объективным потребностям». При этом он подчеркнул, что сама концепция закона, направленная на обеспечение прозрачности процедуры размещения госзаказа, создание единого информационного пространства в данной сфере, сведение к минимуму возможности принятия субъективного решения, изменена не будет.
   В.Ефимов сообщил, что ФАС осуществляет два основных вида контроля в сфере госзаказа: рассматривает жалобы на действия заказчиков со стороны поставщиков и проводит проверки деятельности заказчиков, плановые и внеплановые.
   На 1 октября 2006 года в ФАС поступило 1206 жалоб на действия заказчиков, 656 из них признаны обоснованными. За этот же период было проведено 386 плановых проверок и 566 внеплановых. Были проверены действия в сфере госзаказа Федерального медико-биологического агентства, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по здравоохранению, в настоящий момент проходит плановая проверка Федерального агентства по образованию.
   Представитель ФАС перечислил основные нарушения, которые допускают заказчики. Так, в конкурсной документации не указывается значение критериев и не предусматривается порядок сопоставления заявок. Устанавливаются требования по предоставления документов, не предусмотренных законом. Проводится предквалифицированный отбор участников. Наиболее часто нарушения в сфере госзаказа допускали Федеральное агентство по образованию и Пенсионный фонд РФ, однако в последнее время они проводят размещение заказов в соответствии с законом.
   Также В.Ефимов затронул вопрос ведения реестра недобросовестных поставщиков. Он отметил, что пока такой реестр не ведется, так как нет соответствующего постановления правительства. В настоящее время этот документ подготовлен, ожидается, что он выйдет в ближайшее время, сообщил представитель ФАС. Вести его будут совместно Федеральная антимонопольная служба и Рособоронзаказ.
   Заместитель начальника отдела государственных закупок МЭРТ Павел Тихомиров в своем выступлении остановился на вопросе контроля качества поставляемой в рамках госзаказа продукции. Он сообщил, что министерством подготовлены предложения по совершенствованию этой системы, которая должна состоять из трех основных элементов: предварительного контроля до проведения конкурса, контроля во время самой процедуры конкурса, контроля во время приемки товара. Первый этап связан с необходимостью составления четких технических требований к товару, причем к разработке этой документации необходимо привлекать экспертов. Благодаря таким нормативам потенциальный участник конкурса сможет оценить требования, предъявляемые к нему, и понять, соответствует ли он им. Кроме того, отметил П.Тихомиров, не менее важно проследить, чтобы эти требования не были чрезмерно жесткими и не сужали рынок искусственно.
   На втором этапе все требования к поставляемой продукции должны быть прописаны в конкурсной документации и договоре. В частности, пояснил П.Тихомиров, заказчик может прописать необходимость соответствия товара общероссийским или же международным стандартам качества. Крайне важно также предусмотреть и штрафные санкции за невыполнение заказчиком своих обязательств.
   Наконец, на последнем этапе основная функция заказчика сводится к тому, чтобы принять товар, который соответствует требованиям договора. Для этого необходимо присутствие представителя заказчика при приемке товара до его отгрузки. Кроме того, позитивной практикой является привлечение к процедуре приемки независимых специалистов.
   В целом участники заседания признали важность появления нового закона о госзаказе, подчеркнув также необходимость внесения изменений в этот документ. П.Тихомиров сообщил, что вчера Госдума как раз приняла в первом чтении законопроект, совершенствующий ФЗ о госзаказе. Кроме того, в ходе круглого стола неоднократно поднимался вопрос качества поставляемой в рамках госзаказа продукции, который назывался одним из наиболее актуальных в настоящее время.