06.12.2006  Украина: государству повысили покупательную способность

   В пятницу, 1 декабря, парламент внес в закон о госзакупках изменения, которые увеличивают порог стоимости проведения торгов и уменьшают срок подачи тендерных предложений. При этом закон предусматривает для бюджетных организаций прямую закупку продукции у Госкомрезерва, Аграрного фонда и ГАК "Хлеб Украины", а для Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки – покупку товаров по индикативным ценам. По мнению экспертов, данная норма является административным вмешательством в процесс госзакупок и станет препятствием при вступлении Украины в ВТО.
   В конце прошлой недели народные депутаты 362 голосами приняли в первом чтении и в целом изменения в закон "О закупке товаров, работ и услуг за госсредства". Напомним, что предыдущая редакция документа, действующая с 17 марта, привела к потере Министерством экономики контроля над проведением закупок за бюджетные средства, который перешел к ряду структур, в частности Антимонопольному комитету (АМКУ), Тендерной палате (ТПУ) и Верховной раде.
   Примечательно, что поправки к закону, подготовленные рабочей группой по вопросам госзакупок, были рассмотрены ВР за 15 минут. Глава рабочей группы, к тому моменту уже министр внутренних дел, Василий Цушко (подробнее о его назначении см. стр. 1, 3) за это время ознакомил депутатов с новой редакцией закона и поправкой депутата Виталия Майко ("Наша Украина"; НУ) о выведении из-под действия открытых торгов промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, "кроме компаний, входящих в состав госмонополий", для которых производство является основным видом деятельности. Эта норма была отклонена, а НУ в итоге обеспечила закону минимальную поддержку. "Мы воспринимаем этот закон, однако нюанс нашего коллеги был очень важен",– сказал Ъ Борис Беспалый (НУ).
   Одобренные изменения предполагают, что порог стоимости проведения торгов для товаров и услуг увеличивается с 30 тыс. грн до 100 тыс. грн, работ – с 300 тыс. грн до 500 тыс. грн; срок подачи тендерных предложений сокращен с 45 до 30 дней, для торгов с ограниченным количеством участников и по заниженной (редукционной) цене – до 10 дней. Кроме того, как уже писал Ъ (см. номер от 31 октября), документ предусматривает создание межведомственной специальной контрольной комиссии вместо работающей при Счетной палате. Члены новой комиссии – представители Счетной палаты, Главного контрольно-ревизионного управления, Госказначейства, ТПУ, ВР, АМКУ и президента – получат, в частности, право распускать тендерные комиссии, созданные при министерствах и предприятиях. Такие изменения, по словам Василия Цушко, сэкономят государству 17-22 млрд грн. "В сфере госзакупок всегда применяли коррупционные схемы, которые вымывали из госказны огромные суммы денег,– заявила народный депутат Людмила Кириченко (Партия регионов).– А этот закон – большой шаг вперед к уходу от схем".
   Впрочем, нормы закона будут распространяться не на весь госсектор. Так, депутаты позволили компаниям, использующим беспрерывный технологический процесс, закупать 10% товаров, работ и услуг без тендера, а производственные предприятия Минобороны полностью освобождены от использования конкурсной процедуры. Кроме того, господин Цушко предложил, чтобы Госкомрезерв, Аграрный фонд и ГАК "Хлеб Украины" получили возможность реализовывать свою продукцию бюджетным организациям напрямую. В ТПУ данную норму назвали "отмывочной схемой", а поэтому межведомственная комиссия "все завышенные цены будет рубить". При этом "по просьбе Кабмина" для Минздрава и Минобразования вводятся индикативные цены, по которым министерства будут закупать продукцию.
   По мнению депутатов, последняя норма является административным вмешательством в процесс госзакупок и станет препятствием для вступления Украины в ВТО. Депутат Сергей Терехин (БЮТ) рассказал Ъ, что по правилам ВТО устанавливать цены административным путем запрещено. "Не дай бог, если этот закон появится в таком виде перед решением о принятии Украины во Всемирную торговую организацию. Это грозит дополнительными условиями, в частности требованием изъять эти нормы",– предостерег господин Терехин. Угрозу для вступления в ВТО видит и депутат Станислав Аржевитин (НУ), считающий, что такое новшество может трактоваться как ограничение. "Есть подписанные договоры со странами, где таких норм нет, и если их сейчас вставить, то возникнет вопрос: почему за десять лет договорились и согласились их отменить, а накануне принятия в организацию нормы возвращаются",– подчеркнул депутат.
   Аналогичного мнения придерживается и один из членов рабочей группы по вступлению Украины в ВТО. "Все индикативные цены, которые устанавливаются или поддерживаются государством, прямо или косвенно противоречат требованиям ВТО,– сказал он Ъ.– Соглашение о госзакупках не является соглашением обязательного пакета. Это не большая проблема, но она может здорово подпортить процесс переговоров".