10.12.2006 Москва: единые торговые площадки повышают прозрачность закупок Способы наиболее эффективного размещения государственного заказа относятся к наиболее обсуждаемым темам, связанными с организацией торгов, как в России, так и в других странах мира. Основным отличием государственных закупок от бизнес-закупок является то, что они реализуются не за счет средств лица, совершающего покупку, а на деньги налогоплательщиков. В данном случае, осуществляя закупку, например, оборудования, участники проводимых торгов приобретают товары и услуги для пользы налогоплательщиков. О механизме горзакупок в столице рассказали в пресс-службе Департамента города по конкурентной политике. Практически во всех странах мира механизм государственных покупок базируется на двух основных принципах: экономии средств и максимальной справедливости. Что в свою очередь, возможно только в том случае, если действует определенная система проведения торгов, основанная на принципах честной конкуренции. Департаментом по конкурентной политике была разработана и предложена система единых торговых площадок по размещению государственного заказа, а также для проведения торгов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов. На сегодняшний день в Москве действует единая городская торговая площадка (заказы 1 уровня и инвестиционные торги), а также интенсивно внедряются единые торговые площадки префектур административных округов и органов исполнительной власти (заказы 2 уровня). В рамках действия ЕТП создается высокорезультативная структура, которая позволяет: проводить заседания комиссий (при этом предусматривается технически оснащенное помещение, где проводятся торги и конкурсы, создается архив, в котором в течение трех лет хранится документация по размещению государственного заказа); осуществлять передачу информации о проводимых и уже проведенных конкурсах и аукционах в электронные средства массовой информации; получать участникам размещения заказов документацию на проводимые процедуры размещения заказов (в рамках работы ЕТП действует служба «одного окна», в обязанности которой входит прием заявок, выдача претендентам конкурсной документации, осуществление регистрации государственных контрактов и т.п.); своевременно и в полном объеме информировать всех заинтересованных лиц о порядке размещения государственного заказа. Эффективность действия единых торговых площадок подтверждена практикой московских торгов, проводимых Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Секрет успеха единых торговых площадок довольно прост. ЕТП представляет собой четко отлаженный механизм, позволяющий соблюдать баланс интересов государственного заказчика и поставщика. Ведь в процессе закупок государственный заказчик или уполномоченная организация должны собрать достаточную для взвешенной оценки надежности поставщика информацию. А поставщик в свою очередь заинтересован в получении полной информации. Единая торговая площадка концентрирует все необходимые ресурсы для проведения максимально открытых торгов в рамках специально оснащенного места. ЕТП позволяет обеспечить высокую степень точности информации о процессе закупок и своевременно предоставить поставщикам все нужные им данные. Ведь потенциальные поставщики изначально должны понимать, какая информация потребуется от них и каким требованиям они должны при этом соответствовать. При этом поставщики экономят массу сил и энергии, связанных с процессом получения информации и оформления всех необходимых документов. Также благодаря действию единых торговых площадок разрабатывается система принципов, позволяющая сформулировать одинаковые требования ко всем поставщикам и отследить реализацию этих принципов. Так как ЕТП предполагает автоматизацию процесса сбора, обработки и хранения информации, полученные в результате запроса государственным заказчиком позволяют, с одной стороны, выявить недобросовестных поставщиков, а с другой - дать возможность принять участие в торгах максимально широкому кругу участников. На сегодняшний день одним из основных способов осуществления закупок является открытый тендер. Это связано с тем, что именно открытый тендер является наиболее эффективным механизмом стимулирования конкуренции и, как следствие, снижения расходов. Вместе с тем организация открытого тендера требует значительных денежных и временных затрат, а также подразумевает высокий уровень информационной прозрачности. Правда, необходимо признать, что этот метод может быть неэффективным в случае небольших закупок. Проведение торгов в рамках действия единых торговых площадок предполагает: разработку приглашений к участию, содержащих всю необходимую информацию; распространение приглашений к участию потенциальных поставщиков; сбор заявок; оценку заявок; присуждение контракта победителю. Использование механизма ЕТП позволяет экономить средства налогоплательщиков, повышать прозрачность процесса принятия решений о закупках. В настоящее время процедуры проведения конкурсов в рамках ЕТП регламентируются как законодательством так и различного рода рекомендациями. Уже разработаны материалы по таким направлениям, как порядок действий государственных заказчиков при планировании и размещении государственного заказа, порядок ведения реестра государственных контрактов, типовые формы конкурсной и лотовой документации и пр. На территории Москвы уже действует несколько единых торговых площадок, к началу 2007 года планируется, что их количество достигнет 20. Также предполагается внедрение единых торговых площадок на территории ЦФО. |