10.12.2006 В Ивановской области более половины госзаказов формируется без конкурса 5 декабря на заседании ивановского облправительства глава департамента экономического развития и торговли Владимир Соков озвучил информацию об итогах размещения госзаказа для нужд области за 9 месяцев года. С 1 января вступил в силу федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В области в связи с этим принят ряд своих нормативных правовых актов. Указом губернатора утверждены порядки ведения реестров госконтрактов и недобросовестных поставщиков. Его же распоряжением осуществлять контроль в сфере заказов и вести реестры госконтрактов и недобросовестных поставщиков уполномочен облдепартамент экономического развития и торговли. Постановлением обладминистрации портал облправительства назван официальным для размещения информации по госзаказам. Департамент конкурсов и аукционов принимает решение о способе размещения госзаказа за исключением решения о его размещении у единственного поставщика. Облдепартамент экономического развития и торговли согласовывает с госзаказчикам цену, предмет и прочие существенные условия госконтракта. Торги проводит департамент конкурсов и аукционов. Госзаказчики самостоятельно принимают решение о размещении заказа у единственного поставщика и организуют закупки способом запроса котировок на основании решения департамента конкурсов и аукционов о возможности применения этого способа. Кроме того, постановлением облправительства департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства уполномочен на формирование заказов на поставки топлива для государственных и муниципальных заказчиков области. Таким образом, на областном уровне размещением госзаказа и контролем занимаются три уполномоченных органа. В конце 2005 начале 2006 г. г. сайт области адаптирован к требованиям федерального закона №94-ФЗ. Размещение информации о закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд способом запроса котировок и путем конкурсных торгов, ведение реестра госконтрактов происходит с помощью программного обеспечения на единой технологической платформе. Клиентские места установлены в учреждениях госзаказчиков и уполномоченных на размещение заказов и осуществление контроля органах. За 9 месяцев в регионе заключено 993 контракта на сумму около 1,2 млрд. рублей. Сумма контрактов, заключенных на конкурсной основе, составила 420 млн. рублей или 35%, путем запроса котировок - 71 млн. рублей или 6%, у единственного поставщика - 693 млн. рублей или 59%. В сумму закупок у единственного поставщика, кроме сделок с монополистами и по прочим основаниям, включены суммы контрактов, заключенных с единственными участниками конкурсов. Имеется в виду ситуация, когда конкурс признан несостоявшимся по причине наличия лишь одного участника, допущенного до рассмотрения заявок, с которым и заключается контракт. Например, стоимость только трех госконтрактов областного комитета по дорожному хозяйству, заключенных с единственными участниками таких несостоявшихся конкурсов, составила 261 млн. рублей. Поставщиками продукции для областных нужд были преимущественно организации области и близлежащих московского, владимирского и костромского регионов. За год органы исполнительной власти области активно пользовались правом на делегирование полномочий госзаказчика получателям бюджетных средств. На сегодняшний день функции госзаказчика области выполняет 231 организация. Из них 27 - областные и территориальные федеральные органы госвласти, остальные 204 - подведомственные органам исполнительной власти бюджетные учреждения. В 2005 г. в регионе было всего 34 госзаказчика. Получившие полномочия на госзаказ часто не имеют необходимого технического и кадрового обеспечения. Кроме того, в результате заказы одного ведомства разбиваются на малые объемы, которые размещаются без торгов, что снижает эффективность закупок. При контроле за размещением областного заказа выявлены различные нарушения законодательства. 17% из них связано с размещением заказов путем проведения конкурса, 70% - с размещением заказа путем проведения котировок, 13% - с прочими нарушениями законодательства. Были зафиксированы формирование начальной твердой цены госконтракта без учета среднерыночных цен. Госзаказчики, как правило, вообще очень слабо изучают рынок. Не учитывались прогнозные индексы инфляции и расходы (налоги, страхование, доставка и другие обязательные платежи), в то время как в структуру цены эти затраты включались. Поставщики предъявляли претензии, что цены контрактов не соответствовали их реальным затратам. В существенные условия включалась возможность изменения цены контракта индексацией в течение года, ограничение заказчиком способов обеспечения исполнения обязательств по контракту. В рамках ведения реестра недобросовестных поставщиков на основании представлений государственных и муниципальных заказчиков области внесены сведения о 7 организациях, нарушивших требования законодательства в сфере закупок. Среди проблемных моментов, связанных с реализацией ФЗ о закупках государственных и муниципальных нужд - отсутствие необходимых подзаконных актов правительства и минэкономразвития РФ. Это нормативные акты, определяющие порядки пользования официальными сайтами и требования к технологическим, программным, организационным средствам их обеспечения, ведения реестров контрактов и недобросовестных поставщиков, перечень товаров, работ, услуг, закупаемых путем проведения аукциона, случаи размещения заказа у организаций уголовно-исправительной системы, как у единственного поставщика и т. д. |