21.12.2006 Чиновники должны нести ответственность за нарушения в сфере госзакупок Общая сумма потерь от закупок за 2006 год по государственному и корпоративному сектору составляет 643 млрд руб. Об этом сегодня на прошедшей в «Интерфаксе» конференции сообщил председатель комиссии Государственной думы по противодействию коррупции Михаил Гришанков. На пресс конференции депутат подвел итоги проведенного в текущем году «Национального рейтинга прозрачности закупок-2006». Это первый в России независимый проект по общественному контролю над деятельностью государственных и корпоративных структур в сфере размещения корпоративных и государственных заказов. По словам депутата, в ходе выполнения проекта сформирована система мониторинга расходования финансовых средств главными корпоративными и государственными закупщиками в четырех основных секторах национального рынка закупок: федеральных, региональных, муниципальных и корпоративных. При этом было выделено пять уровней прозрачности закупок: гарантированная, высокая, средняя, базовая и низкая. М. Гришанков подчеркнул, что проект стартовал в 2006 году, и теперь мониторинг будет проводиться ежегодно. Депутат пояснил, что рейтингом определялись также качественные показатели потери закупщиков от непрозрачных и неэффективных закупок и уровень коррумпированности в сфере закупок. По словам депутата, далеко не все регионы и муниципалитеты откликнулись на предложение участвовать в опросах. Исследование показало, что среднее превышение цены по анализированным госзакупкам составляет порядка 16%, в ряде регионов и федеральных ведомств разница между заявленной ценой и ценой закупки составляет до 20%, а уровень конкуренции или показатель среднего числа участников в конкурсе - 1,4. При этом наилучшие показатели наблюдались в классе региональных закупщиков, в то время как среди федеральных закупщиков на высший уровень не могло претендовать ни одно ведомство. На уровне «низкая прозрачность» оказались 44 министерства и ведомства, включая Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта, Совет Федерации ФС РФ. В числе аутсайдеров оказались Высший арбитражный суд, Конституционный суд, МВД, Федеральная служба судебных приставов. Среди ведомств с высокой прозрачностью числятся: Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по управлению имуществом. Среди региональных закупщиков в числе лидеров прозрачности оказались Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан. Как пояснил М. Гришанков, «во многом благодаря четко выстроенной и отлаженной системе гозакупок». В числе аутсайдеров оказались Архангельская, Калининградская, Калужская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Саратовская, Свердловская, Тульская, Ярославская области, Приморский край, Республика Бурятия, Чувашская Республика, ХМАО. Из всех исследованных муниципальных образований 80% оказались на уровне низкой прозрачности закупок. В аутсайдеры попали такие региональные столицы, как Астрахань, Барнаул, Белогород, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Курган, Новосибирск, Оренбург, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань. Также в группу с «низкой прозрачностью закупок» попали Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк. В числе лидеров по прозрачности госзакупок оказались Архангельск, Иваново, Красноярск. Общая сумма потерь от закупок за 2006 год по государственному и корпоративному сектору составляет 643 млрд руб. По словам депутата, «колоссальные потери» в объеме более 300 млрд руб. были выявлены в системе корпоративных закупок. «Такой объем потерь показывает, что собственники эффективно работающих предприятий далеко не всегда эффективно могут справиться с хищениями», - заключил М. Гришанков. Он также сообщил, что потери или перерасход трех бюджетных уровней составят 303 млрд руб. «Это масштабная сумма потерь средств, которые могли быть успешно потрачены на важные социальные проекты или проекты экономического развития», - отметил депутат. Впрочем по его мнению, вступление в 2006 году ФЗ № 94, регулирующего госзакупки, дало позитивные результаты и принесло порядка 100 млрд руб экономии средств бюджетов всех уровней. Проблема в том, что закон пока не заработал в полную силу. Как показала правоприменительная практика, до сих пор не принятые Правительством РФ подакты, необходимые для реализиции закона, «дают серьезные основания для тех, кто не хочет выполнять закон, уклоняется от его выполнения», - пояснил М. Гришанков. По словам депутата, в 2007 году ГД рассмотрит ряд предложений по совершенствованию закона. Речь идет о поправках, направленных на более эффективную работу системы электронных закупок, а также норм, предусматривающих административную ответственность чиновников за нарушение норм ФЗ № 94. В законе четко определены правила проведения госзакупок, но нет никаких мер наказания за нарушения при проведении конкурсов. Депутат отмечает, что чиновники активно стремятся использовать любую возможность и для пополнения собственных карманов. «Недавний скандал, связанный с закупками медицинской техники и препаратов достаточно показателен. Но он не единственный и не последний, пока у отдельных руководителей будет полное отсутствие морали», - убежден депутат. По его мнению, действия подобных руководителей нужно пресекать, а для этого необходим общественный контроль по выявлению нарушений. «Период беспредела в России реально заканчивается. Любые нарушения должны стать предметом рассмотрения правоохранительных органов. И отвечать за них должны руководители любого уровня. Поэтому я продолжаю настаивать на отставке М.Зурабова. Минздравсоцразвития - это вертикально интегрированное министерство, где мышь не проскочит без мнения руководителя», - заявил М.Гришанков. |