05.03.2007  Совет Федерации отказался либерализовать госзакупки

   Совет Федерации в пятницу отклонил поправки в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», призванные сделать процедуру госзакупок более прозрачной. Сенаторы выступили категорически против снижения требований к участникам конкурсов, полагая, что это даст возможность недобросовестным компаниям наживаться на бюджетных средствах.
   Поправки, подготовленные группой депутатов во главе с Мартином Шаккумом, Госдума приняла 21 февраля. В соответствии с изменениями все государственные заказы отныне должны распределяться на аукционах (сейчас на торги выставляются только заказы на сумму свыше 60 тыс. руб.). Исключение сделано для бюджетных организаций: им разрешается без заключения госконтракта закупать одноименные товары в пределах 60 тыс. руб. в течение одного квартала.
   Расширяется обязательный объем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства от 10 до 20% от годового оборота.
   Кроме того, законопроект сокращает перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов. Из него выпали требования к квалификации участника, к его деловой репутации, требования о наличии у него трудовых и финансовых ресурсов. Всю эту информацию необходимо представить только при участии в конкурсе на выполнение ограниченного списка работ (строительных, аварийно-спасательных) и услуг (медицинских, аудиторских).
   Также госзаказчиков лишили права запрашивать сведения о задолженности в бюджеты любого уровня и внебюджетные фонды, поскольку они составляют налоговую тайну.
   В пятницу на пленарном заседании верхняя палата парламента раскритиковала принятый депутатами закон, несмотря на то, что семь из восьми профильных комитетов дали свое положительное заключение. Больше всего сенаторов насторожило сокращение сведений об участнике конкурса.
   «Вдумайтесь, кому мы даем зеленый свет, — обратилась к коллегам Людмила Нарусова. — Не учитывается ни опыт работы участника, ни наличие у него достаточных производственных мощностей. Получается, что к конкурсу может быть допущена любая фирма, имеющая офис с одним компьютером. И все эти фирмы-однодневки будут участвовать в распределении бюджетных средств».
   Комитет по бюджету Совета Федерации выступил против лишения организаторов торгов права интересоваться налоговой задолженностью конкурсантов.
   «Депутатский законопроект излишне депрофессионализирует рынок госзакупок, — соглашается с опасениями сенаторов ведущий юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Олег Архипов. — Он создает дополнительные лазейки для недобросовестных поставщиков услуг, которые выходят на торги с демпинговыми ценами».
   Теперь для доработки законопроекта будет создана согласительная комиссия. Вопрос вряд ли удастся решить быстро — депутаты категорически не согласны с решением старших коллег по парламенту.
   Как отмечает один из авторов законопроекта, глава думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум, государству важнее не финансовое состояние подрядчика, а наличие гарантий исполнение госконтрактов. И законопроект предусматривает меры, которые не позволят недобросовестному поставщику участвовать в конкурсе. Так, заказчик может требовать внести в качестве залога до 5% от цены контракта, а также обеспечить исполнение контракта — до 30% от его цены. А обеспечением исполнения контракта может служить банковская гарантия, страхование ответственности по договору.