26.03.2007  Госзаказ без претензий: новые поправки устроили Думу и Совет Федерации

   21 марта Госдума со второй попытки приняла поправки в новый антикоррупционный закон о госзакупках. Недовольство верхней палаты парламента, отправившей их на доработку, пошло законопроекту на пользу. В варианте согласительной комиссии были ужесточены требования к подрядчикам и прописаны случаи, в которых может быть изменена цена контракта. Предполагается, что эти меры сделают сферу госзакупок более прозрачной и обезопасят госорганы от недобросовестных подрядчиков.
   Доработать поправки в новый закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» законодатели решили после того, как 2 марта Совет Федерации отклонил законопроект, увидев в нем еще больше возможностей для коррупции и расхищения бюджетных средств. Сенаторы были против снижения требований к будущим подрядчикам, посчитав, что это дает возможность недобросовестным компаниям участвовать в конкурсе.
   После двухнедельной работы комиссия представила на рассмотрение Думы свою редакцию законопроекта. Как заверил глава комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум, она не изменила изначальную концепцию поправок, при этом «все возражения сенаторов были сняты».
   Заказчикам вернули право интересоваться налоговой задолженностью подрядчика. Что касается всех остальных требований к нему, они так и остались вне конкурсной документации. Защитить государство от недобросовестных компаний помогут финансовые гарантии обеспечения заказа. Мало того что сейчас заказчик имеет право потребовать внести в качестве залога до 5% от цены контракта, поправки предусматривают, что при цене свыше 50 млн руб. компания обязана внести в качестве обеспечения исполнения заказа от 10 до 30% от его стоимости (но не ниже размера предусмотренного аванса).
   Члены комиссии решили еще одну проблему. Они прописали случаи, когда цена контракта может меняться в процессе его исполнения. По закону государство должно оплачивать по­ставку товаров и услуг по цене, прописанной в договоре. Однако, как пояснил г-н Шаккум, на практике подрядчик зачастую находит способы повысить стоимость контракта. Теперь удорожание возможно только для долгосрочных контрактов сроком более трех лет и на сумму для федеральных нужд свыше 10 млрд руб., для региональных — свыше 1 млрд, для муниципальных — более 500 млн руб. Поводом для этого может стать рост цен на такие услуги и работы на рынке, но изменить цену контракта можно только на основании решения правительства РФ, закона субъекта Федерации или решения представительного органа местного самоуправления. Если же меняются условия контракта, например увеличивается размер поставок или объем услуг, его стоимость в этом случае не может повыситься более чем на 10% от первоначальной цены.
   Сенаторы остались довольны результатами работы согласительной комиссии. «Закон о госзакупках можно править до бесконечности, — говорит глава комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. — Однако эффективность принятых норм будет ясна, когда поправки вступят в силу».