07.05.2007  Санкт-Петербург: аукционов станет больше

С 25 апреля изменяется порядок заключения государственных контрактов. На сумму до полумиллиона рублей поставщика теперь можно выбирать по упрощенной системе (запрос котировок). А все строительные подряды со следующего года должны выставлять на аукцион. Такая процедура лишит государственные структуры (заказчиков) выбирать компании по придуманным ими субъективным или объективным критериям. Большинство поправок, внесенных в действующий Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступают в силу с момента официального опубликования, то есть с 25 апреля.

Цена важнее качества

Самый популярный способ заключения государственных контрактов на сегодняшний день – конкурс. Он предусматривает закрытую форму подачи заявок с ценой и допускает оценку претендентов по множеству критериев. Именно это и создает почву для злоупотреблений, и даже коррупции. Грамотно сформировав условия, можно на законном основании признать победителем компанию, которая предложила наибольшую цену, но имеет некие иные отличия от конкурентов (например, наибольший опыт работы с государственными заказчиками, выше деловая репутация или др.). Маленькое, но самое важное изменение, вступит в силу с 1 января 2008 года: размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд должно осуществляться только после проведения аукциона. Аукционный принцип размещения заказа была введен в 2006 году, но в Петербурге пока еще не был заключен ни один государственный контракт! Аукцион позволяет заказчику (государственному органу) придумывать требования к подрядчику (если по жалобе претендента антимонопольная служба не признает их дискриминационными). Однако все подпадающие под указанные в документации условия (например, имеющие лицензию, сертификаты и т.д.) компании могут участвовать в торгах. Победителем признается претендент, который в ходе публичных торгов до третьего удара молоточка назовет минимальную сумму контракта. Закон предупреждает возможные нарушения (например, даже организатор не вправе запретить участникам проводить аудио- видеозапись мероприятия). Теперь у государственных заказчиков и строительных компаний есть восемь месяцев, чтобы научиться проводить и участвовать в аукционах. Поправки также ограничивают возможность предъявлять подрядчикам необоснованные требования. Например, нельзя ограничивать участие в аукционе фирмы, не имеющей опыта работы, деловой репутации, необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Подобные требования должны быть прямо прописаны в федеральном законе.

Малые контракты

От действующих уже с сегодняшнего дня изменений выиграет малый бизнес. При стоимости контракта менее 500 тысяч рублей выбирать поставщика или подрядчика можно будет путем проведения запроса котировок. Эта процедура многократно сокращает затраты претендентов: вместо объемного пакета документов на конкурс, обязанности внести залог и выполнения многих другие условий, достаточно подать котировочную заявку (один листочек в конверте). Единственный критерий выбора победителя – минимальная цена. Сейчас методом запроса котировок можно размещать заказы на сумму до 250 тысяч рублей. Двукратное повышение лимита должно привести к увеличению числа контрактов, заключаемых по такой процедуре (конкурсный отбор не выгоден не только участникам, но зачастую и самим заказчикам). За 2007 год, по данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, методом запроса котировок размещено менее 10 процентов от общего числа заказов, а их общая сумма – 1,7 процента совокупного бюджета городского заказа.