08.06.2007 Москва: как исключить возможность коррупции в сфере госзаказа? 7 июня в Департаменте по конкурентной политике города Москвы (Тендерный комитет) прошла конференция на тему «Противодействие коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в сфере размещения государственного заказа». Целью мероприятия было определить пути совершенствования существующей в Москве системы городского заказа. Руководитель департамента Геннадий Дегтев напомнил, что в «Рейтинге прозрачности госзакупок за 2006 год», подготовленном при поддержке Комиссии Госдумы по противодействию коррупции, ФАС РФ и Счетной палаты РФ, Москва заняла первое место, получив самый высокий балл. По его словам, система антикоррупционных мер заложена в концепции созданных в Москве Единых торговых площадок, на которых проводятся аукционы по размещению городского заказа. Внедрив систему ЕТП, Москва надеется сэкономить 25% городских средств. Планируется, что в текущем году на ЕТП будут обязаны осуществлять свои закупки муниципальные заказчики всех уровней. От внедрения системы выиграют участники рынка, которые получат упрощенную процедуру участия в конкурсе и преференции для добросовестных поставщиков. Глава Тендерного комитета напомнил, что на сегодняшний день 97% всех средств города распределяются на конкурсной основе. И пояснил, что система ЕТП обеспечивает высокий уровень прозрачности всех процедур, т. к. решает актуальную проблему единого стандарта их проведения. В основе работы системы лежит принцип предъявления одинаковых требований ко всем участникам конкурентных процедур. «Обеспечение выполнения утвержденных регламентов и правил для чиновника - одно из главных условий борьбы с коррупцией. Поэтому в Москве складывается единая инфраструктура из автоматизированной системы единого реестра контрактов и торгов – АИС ЕРКТ, службы «одного окна» и ЕТП. Это не только обеспечивает информационную доступность всех процедур по госзакупкам, но и дает возможность контролировать процесс принятия решений по выбору правообладателя на выполнение работ по госзаказу», - пояснил Г. Дегтев. По словам главы Тендерного комитета, в новой системе весь город становится территорией, на которой работают единые правила, но очень важно, чтобы правоохранительные органы и службы ФАС РФ осуществляли контроль за практической деятельностью в сфере госзакупок. Руководитель компании «Башкирова и партнеры» Елена Башкирова дала высокую оценку действиям московских властей по совершенствованию системы госзаказов, но предупредила, что на сегодняшний день не стоит ожидать позитивную реакцию населения на внедрение любой эффективной системы. Она связывает это с растущим недоверием населения к деятельности чиновников всех уровней власти. Как показали результаты проведенного в мае 2007 года компанией «Башкирова и партнеры» исследования, в целом по России население считает, что наиболее подвержены коррупции такие сферы деятельности власти, как надзор и распределение госзаказов – 32% респондентов. При этом 40% населения считает, что коррупция будет расти. Социолога особенно настораживает, что 40% населения осуждает взятки, а 37% считает, что «они помогают жить и работать», что косвенно указывает на то, что бизнес по-прежнему считает взятки одним из эффективных средств развития. «Поэтому московским властям предстоит не только совершенствовать систему госзакупок, но и ломать стереотипы в общественном мнении, потроенные на представлении, что эта сфера остается закрытой и наиболее уязвимой. Стоит задуматься над тем, как изменить этот стереотип», - заключила она. . Если судить по выступлению старшего прокурора прокуратуры Москвы Константина Демченко, сама система госзаказов также нуждается в совершенствовании. Он сообщил, что наиболее часто нарушения при организации торгов по госзаказу происходят при делегировании полномочий государственных органов коммерческим предприятиям и при дроблении заказа на мелкие партии. Потеря контроля в такой ситуации затруднена, что на практике приводит к нарушениям при расходовании госсредств. По словам представителя московской прокуратуры, по результатам проверок наибольшее число нарушений было выявлено в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы. Он объяснил это тем, что через этот департамент распределяется наибольший объем госзаказа города и нарушения вызваны «ошибками и просчетами сотрудников при распределении денежных потоков». Впрочем, К. Демченко отмечает что «аналогичные просчеты» сотрудников выявлены и в других департаментах. Он считает необходимым повысить дисциплинарную ответственность чиновников с привлечением за нарушения вышестоящих руководителей, а не только исполнителей. «Контроль за проведением госзакупок должен быть не только внешним, но и внутриведомственным», - уточнил он. К. Демченко выступил с предложением для упрощения контроля за процедурами в сфере госзаказа обеспечить доступ работников надзорных и правоохранительных органов к автоматизированной информационной системе Единого реестра контрактов и торгов. |