14.06.2007 Новая система госзакупок - шаг навстречу цивилизованным тендерам Ныне действующие нормы законодательства о госзакупках являются более продуманными и четкими. Об этом OilCapital сообщил Дмитрий Львов, руководитель Центра "Новые Электронные технологии". В конце апреля 2007 г. вступил в силу Федеральный закон №53, существенно изменивший систему государственных закупок. Как полагают его разработчики, с новой нормативной базой удастся существенно снизить коррупцию при проведении тендеров. Государство действительно сумело залатать многие "дыры", создававшие почву для злоупотреблений и конфликтных ситуаций в сфере госзакупок. Однако до совершенства законодательству еще далеко. По оценкам различных экспертов, размер коррупционной составляющей в государственных закупках в 2006 г. колебался от 15% до 20%. Безусловно, частные компании проводят тендеры гораздо более эффективно. Это происходит главным образом из-за более сложной и многоступенчатой системы ответственности и контроля, существующей в коммерческих организациях. Новое законодательство пытается навести порядок и в отношении госзакупок, сделав систему проведения тендеров более прозрачной и цивилизованной. В дополнение к ФЗ-53 в середине мая правительство утвердило распоряжение, определяющее перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые происходит путем проведения аукциона. Речь идет о топливе и продуктах газо- и нефтепереработки, пищевых продуктах, фармацевтических и лекарственных препаратах, одежде, парфюмерии, косметических средствах и т.д. Отныне не менее 30% закупок в этих областях должно проводиться в форме аукциона, и эта доля будет постоянно увеличиваться, чтобы в будущем эта форма торгов стала единственной. Ключевым фактором для победы в данном случае является максимально низкая цена, которую поставщик может предложить государственным учреждениям. Кроме того, аукционы проводятся быстрее и проще, чем конкурсы, а объем документации, подаваемой для участия в аукционах, значительно меньше. Довольно быстро развивается новый способ проведения аукционов - в электронной форме через Интернет. Использование современных технологий позволяет экономить деньги из государственного бюджета (электронный аукцион требует значительно меньших затрат) и облегчает участие в них для широкого круга компаний, в том числе – региональных поставщиков. В дополнение к этому на рынке появился специализированный электронный продукт "Госзаказ", представляющий собой пошаговое интерактивное руководство по организации государственных тендеров и аукционов, а также участию в них. Впрочем, по данным антимонопольного ведомства, аукционы проводятся не везде. Например, в Санкт-Петербурге с начала 2006 г. не было проведено ни одного аукциона. Лучше всего ситуация в Татарстане – там более 47% от общего количества заключенных госконтрактов было размещено на аукционах. В целом следует отметить, что предыдущая версия закона о госзакупках была откровенно "сырой", писавшейся "на скорую руку". Ныне действующие нормы законодательства гораздо являются более продуманными и четкими. Они разъясняются многие прежде спорные вопросы, снижая коррупционный потенциал государственных тендеров. Кроме того, отрегулированы прежние правовые коллизии: сейчас нормативная база о госзакупках вписывается в общую систему законодательства и не противоречит ключевым кодексам – гражданскому, административному и налоговому. |