26.06.2007 Москва: столичный опыт по размещению горзаказа – в регионы Результаты первых электронных торгов по размещению городского заказа в Москве можно считать уникальными – такое мнение высказал столичный мэр Юрий Лужков в ходе заседания городского правительства. Сегодня там рассматривалась концепция развития единой торговой площадки столицы до 2010 г.; документ был одобрен и принят за основу. С основным докладом по вопросу выступил глава Департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дегтев. По его словам, в 2007 г. в городе размещен горзаказ на сумму 270 млрд рублей, что больше, чем за весь 2005 г.; прошло 42 тыс. конкурсов и аукционов. Больше половины горзаказа в I полугодии было размещено на торгах департамента. Также он добавил, что на сегодняшний день в конкурсах аукционах и запросах котировок в столице участвуют около 5 тыс. госзаказчиков и бюджетополучателей. Как сообщил докладчик, в прошлом году начали свою работу единые окружные торговые площадки в количестве 10; в начале 2007 г. создано 7 аналогичных площадок на отраслевом уровне, еще столько же планируется создать в дальнейшем. Он также рассказал, что согласно концепции начиная со II квартала 2008 г., размещение горзаказа в форме торгов будет осуществляться исключительно через единую торговую площадку. На заседании правительства присутствовали и высокопоставленные руководители федерального уровня. Так, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов в своем выступлении дал весьма высокую оценку работе московских властей по размещению горзаказа; главным образом потому, что им удалось достичь значительных объемов экономии в этой сфере. «Мы нуждаемся в положительном опыте субъектов РФ», - добавил он. По его словам, на будущий год сумма порядка 3 трлн рублей будет израсходована на всех уровнях публичной власти (федеральном, региональном и муниципальном) на госзакупки. «Только вдумайтесь в эту цифру – 3 триллиона! А каждый сэкономленный в ходе закупок процент приносит сумму, сопоставимую с бюджетом некоторых субъектов РФ. Поэтому в этой сфере нужно тщательно работать, нужно налаживать механизм, государственную машину», - заявил замминистра. Он рассказал, что в настоящее время МЭРТ работает над поправками в ФЗ №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Основным изменением станет введение требований, связанных с опытом работы, по отношению к компаниям, претендующим на заключение госконтракта – другими словами, введение предварительного отбора по ряду критериев. «Главным требованием станет опыт работы – то есть выполнение контрактов стоимостью не менее 30% от суммы, на которую претендует компания в ходе торгов. Это точно предостережет от фирм-однодневок», - считает А.Шаронов. Вторая мера – обязательное обеспечение. Это значит, что если контракт заключается более чем на 50 млн рублей, то победитель должен предоставить обеспечение от 10 до 30% (но не менее суммы аванса), что тоже предостережет от недобросовестных участников. Помимо этого, МЭРТ работает над формализацией критериев оценки конкурсных заявок и над методикой установки стартовой цены, также в планах - отмена обязательной публикации в печатных изданиях результатов проведенных торгов. «Хотя по инициативе депутатов, скорее всего, в регионах это требование останется, но для Москвы можно его убрать. Это облегчит жизнь и заказчикам, и поставщикам», - подчеркнул А.Шаронов. В свою очередь, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев рассказал, что в сфере размещения горзаказа Москва опережает даже государство в целом. «В Европе и Северной Америке открытые конкурсы дают экономию бюджетных средств около 5%. А в Москве в последние годы этот показатель достигает 8%. Выше только в Татарстане – до 18%», - сообщил он. По его мнению, необходимо активнее привлекать к торгам малый и средний бизнес. А для этого должна быть снята существующая верхняя планка по электронным аукционам – сегодня это 1 млн рублей. «При участии МСБ экономия бюджетных средств достигнет 15% - прежде всего за счет конкуренции», - уверен руководитель ФАС. Также он добавил, что в торгах на единой торговой площадке столицы должны участвовать предприятия со всей России – ведь в случае, если регионы будут создавать такие площадки самостоятельно, это растянется приблизительно на 10 лет. И.Артемьев отметил, что он полностью поддерживает инициативу МЭРТ в части введения предварительного отбора участников торгов. Подводя итоги заседания, Ю.Лужков заострил внимание на вопросах защиты компаний, участвующих в торгах. «Нельзя допустить конгломерации сложившихся структур, которые будут бороться только между собой. Это – самый опасный момент, который может угрожать всем нашим усилиям», - считает он. В целом же мэр назвал «ошеломляющими» результаты работы столичных властей в сфере размещения горзаказа. По его словам, выгода Москвы может достичь 18%, это – многомиллиардный эффект. Однако для того, чтобы торги были прозрачными, необходимы такие меры, как создание на уровне префектур и отраслей системы торговых площадок и отслеживание всего процесса торгов не только во время проведения, но и до и после него. «Должны быть отработана система, которая позволит отследить процесс до полного его завершения и убедиться в том, что заказ выполнен качественно», - заявил глава города. Ю.Лужков предложил принять предложенный проект концепции за основу. |