26.06.2007 ФЗ о госзаказе требует серьезной корректировки Закон о госзаказе действует уже полтора года, в него трижды вносились изменения, однако проблемы до сих пор остаются: в конкурсах по-прежнему могут участвовать фирмы-однодневки или демпингующие компании, а заказчики прописывают туманные требования к участникам конкурсов. Совет Федерации принял решение разработать новый законопроект, который решил бы все существующие проблемы в данной сфере. Во вторник, 26 июня, в Совете Федерации прошло совещание руководителей предприятий, имеющих опыт выполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Открывая заседание, председатель СФ Сергей Миронов напомнил, что с момента принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94-ФЗ) прошло полтора года. За это время был накоплен «местами позитивный, а в основном негативный опыт». Спикер СФ отметил, что верхняя палата была изначально против принятия этого документа, видя в нем целый ряд проблем, однако была достигнута договоренность с правительством о внесении изменений в закон, которые усовершенствовали бы документ. Действительно, такие поправки были внесены в 94-ФЗ тремя законами: от 31 декабря 2005 г., от 27 июля 2006 г. и от 20 апреля 2007 г. Однако многие вопросы не были сняты: не была решена проблема недобросовестной конкуренции, не были четко прописаны правила функционирования всей системы государственных закупок, не было отдано приоритета отечественному товаропроизводителям. В связи с этим С.Миронов считает необходимым принять закон, вносящий более кардинальные изменения в 94-ФЗ, а не «латать дыры». Для этого при СФ была создана рабочая группа, которая совместно со специалистами МЭРТ разрабатывает законопроект, вносящий изменения в закон о госзакупках. При этом С.Миронов подчеркнул, что постоянное изменение закона не способствует стабильной работе экономики. Поэтому нужно «один раз качественно доработать закон и сделать так, чтобы это был работающий механизм, который не позволял бы твориться тем «чудесам», которые творятся сейчас», заявил он. Председатель рабочей группы СФ Николай Рыжков, обратив внимание на то, что на госзаказ выделяется 40% бюджета страны, отметил, что при распределении заказов предпочтение должно отдаваться отечественным производителям. Н.Рыжков сообщил, что в настоящее время в рабочую группу поступило уже более 100 поправок к 94-ФЗ, на их основании будет создан законопроект, который будет внесен в Госдуму как законодательная инициатива Совета Федерации. Он полагает, что принят этот документ будет осенью. Принявшие участие в заседании руководители предприятий высказали ряд замечаний к действующему закону о госзаказе и предложили пути его совершенствования. Так, в частности, предлагалось прописать в законе обязательную предварительную аттестацию для компаний, желающих участвовать в конкурсе при распределении госзаказа. Руководители компаний считают необходимым заключать контракты по госзаказу на более длительный период, чем это делается сегодня, то есть как минимум на три года, что позволит компаниям прогнозировать свою работу. Предприниматели уверены, что государственные структуры при проведении конкурсов вполне могли бы использовать опыт коммерческих компаний в данной сфере. Также поднимался вопрос повышения прозрачности предоставления госзаказа. Обращалось внимание и на то, что в 94-ФЗ не учтена специфика отраслей, что создает проблемы при размещении госзаказа на предприятиях различных отраслей экономики, прежде всего в строительной сфере. Участники совещания были единодушны в необходимости устранить посредников из сферы госзаказа: в конкурсах должны участвовать только сами производители товаров и услуг. Генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник считает, что 94-ФЗ не учитывает специфики госзаказа в научно-технической сфере. Так, в этой области не бывает одного победителя, их, как правило, сотни. Кроме того, на экспертизу проектов при госзаказе дается всего 10 дней, а этого недостаточно для оценки серьезных научных проектов. И.Бортник уверен в необходимости либо создать отдельный закон о предоставлении государственного заказа в этой области, либо прописать данный вопрос специальным разделом внутри основного закона. Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов оценил предложения руководителей предприятий и ответил на их вопросы. Прежде всего, он заявил, что законодательство о госзаказе необходимо для повышения эффективности и прозрачности использования публичных денег и главная его задача – сокращение бюджетных расходов. Он считает, что включение в 94-ФЗ механизма поддержки отечественных товаропроизводителей будет нарушением базовой идеи закона. «Мы должны купить лучшее дешевле», - пояснил он, добавив, что поддержка отечественных товаропроизводителей осуществляется с помощью иных инструментов, таких как, например, тарифное регулирование, предоставление бюджетных субсидий, создание ОЭЗ и проч. По словам А.Шаронова, при создании законодательства о госзакупках необходимо, с одной стороны, избегать абсолютизирования ценового показателя при определении победителя в конкурсах, что приводит к участию в них фирм-однодневок и демпингующих компаний, а с другой стороны – добиться четких условий проведения конкурсов, при которых организация-заказчик была бы вынуждена действовать объективно. Замминистра также сообщил, что «было принято решение о внесении в закон поправок, устанавливающих предквалификацию участников аукциона», прежде всего это касается сложных проектов, таких как дорожное строительство. Кроме того, приемлемым критерием для участия в конкурсе на госзаказ в строительной сфере он считает предоставление подрядчиками акта приемки работ на сумму как минимум в 30% от цены контракта, на который они претендуют. Говоря о предоставлении госзаказа малому бизнесу, А.Шаронов отметил, что предоставление таким компаниям 20% госзаказа не является ограничением: если малые предприятия хотят претендовать на получение более крупных заказов, они имеют право участвовать в общих конкурсах. Он отметил, что изначально вообще не планировалось прописывать в законе какие-либо особенности предоставления госзаказа малому бизнеса: предполагалось обязать заказчиков предоставлять лоты на 2-3 млн рублей, который попросту были бы неинтересны крупному бизнесу. Эта позиция поддержана не была, однако А.Шаронов считает, что «это вопрос времени». Относительно участия в конкурсах на госзаказ посредников замминистра сказал, что в данной области «в законодательстве есть пробел, дающий возможности для злоупотреблений». «Мы готовы подумать над этим», - добавил он. А.Шаронов также заявил, что дробиться на отдельные законодательные акты закон о госзаказе не будет. «Это будет единый источник процедур. Если мы будем растаскивать это по отдельным законам, мы сломаем цельную картину», - пояснил он. |