27.07.2007  Самара: из госзаказов убирают коррупцию

   Ни для кого не секрет, что государственные закупки – поле для возможных коррупционных схем. Для того чтобы максимально сузить произвол чиновников и ликвидировать лазейки, позволяющие воровать деньги из государственной казны, в конце апреля 2007 года были внесены существенные поправки в закон о госзакупках. Создатели Федерального закона №53, существенно дополнившего существовавший ФЗ-94, прямо называют его «антикоррупционными».
   По данным Сергея Павленко, руководителя Росфиннадзора (именно это ведомство отслеживает, как расходуются бюджетные деньги), из 30 млрд. руб., выделенных на закупки федеральных органов исполнительной власти в ноябре 2006 года, около 20% было истрачено с нарушением законодательства. Независимые эксперты приводят похожие цифры. По оценкам авторов Национального рейтинга прозрачности закупок-2006, в среднем цены, которые власти и государственные организации платили за купленные на аукционах товары, превышали рыночные на 16%.
   Эксперты полагают, что в прежней редакция закона о госзакупках было слишком много дыр, которые позволяли проворачивать коррупционные схемы. Попробуем разобраться, что принесет с собой новый закон и сможет ли он залатать эти дыры.
   «В целом теперь нормативные акты, регулирующие госзакупки, органично вписались в более широкую систему действующего законодательства – налогового, административного, бюджетного. Раньше между ним нередко возникали неразрешимые противоречия», - поясняет Дмитрий Львов, Электронный продукт «Госзаказ», руководитель.
   Скажем, Гражданский кодекс устанавливает основные виды договоров, которые могут заключать хозяйствующие субъекты. Но понятие государственного контракта в нем было прописано очень расплывчато. Новый закон о госзакупках не только четко указал, какими статьями гражданского законодательства нужно пользоваться при заключении госконтрактов, но и распространил свое действие на другие формы договорных обязательств, предусмотренных ГК. Кроме того, в новом законе более четко определен перечень документов, которые заказчик может потребовать от участника конкурса. Упростилась и процедура опубликования информации о тендерах: отныне достаточно просто публикации сообщения на официальном сайте госучреждения.
   Естественно, что борьбе с разного рода мошенническими схемами посвящена значительная часть изменений. Еще несколько лет назад была принята норма, по которой в государственных тендерах имели право принимать участие не только крупные и давно существующие компании, но и вновь созданные небольшие фирмы. Основной посыл этого нововведения состоял в том, чтобы запретить чиновникам предъявлять к конкурсантам завышенные качественные требования, которые нередко формулировались под конкретных «правильных» игроков. Однако на практике вышло, что одна непрозрачная схема сменилась другой. Теперь фирмы-однодневки стали заявлять на конкурсах откровенно демпинговые цены, которые позволяли им выигрывать тендеры. Но после получения предоплаты эти компании не собирались выполнять взятые на себя обязательства, и государству приходилось возвращать уже уплаченные деньги путем длительных судебных разбирательств.
   Отныне бороться с такими схемами будет просто: если заказчик срывает выполнение контракта, государственный орган обязан передать право на его выполнение конкурсанту, занявшему второе место.
   В строительной отрасли – исторически «черной дыре» бюджета, в которую в буквальном смысле закапывались многомиллиардные откаты – теперь разрешено распределять заказы только на аукционах. Это не означает, что снизились требования к качеству работ и техническому оснащению победителей. Просто ключевым для победы становится максимально выгодная цена, предложенная строителями государству. А проверкой на соответствие всем требованиям СНИПов, ГОСТов и прочих стандартов уже после заключения госконтракта будет заниматься специализированное ведомство.
   «Безусловно, новый закон не идеален, но это серьезный шаг по сравнению с прежней редакцией. Он позволит улучшить ситуацию с госзакупками», - говорит Дмитрий Львов, Электронный продукт «Госзаказ», руководитель.