06.08.2007  Украинская тендерная палата станет наблюдателем

   2 августа Министерство экономики озвучило очередной вариант урегулирования проблем в сфере государственных закупок. Ведомство предлагает создать профильное агентство при Кабмине, а также лишить Тендерную палату (ТПУ) всех полномочий, кроме права осуществления общественного контроля. Утверждение этой инициативы возможно только после начала работы нового парламента, однако уже сейчас о ее поддержке заявили представители наиболее влиятельных политических сил.
   В декабре 2005 года после преодоления президентского вето на внесение изменений в закон «О закупке товаров, работ и услуг за госсредства» Минэкономики передало полномочия по контролю за системой закупок Антимонопольному комитету, а общественная организация — ТПУ — получила ряд функций, в частности, предоставлять разрешения на торги с одним участником и заключения по жалобам и тендерам. При этом участие в конкурсе можно было принимать только после обнародования в официальном издании ТПУ объявления о торгах и внесения в реестр участников. 1 декабря 2006 года была создана межведомственная комиссия, в состав которой входят представители Кабмина, Верховной рады, Счетной палаты, Госказначейства, КРУ и ТПУ.
   Как стало известно Ъ, вчера члены общественной коллегии при Минэкономики единогласно поддержали инициативу министерства по созданию агентства госзакупок, подотчетного правительству и Верховной раде. Новое агентство получит право утверждать тендерную документацию и правила конкурсов, а также возможность создания веб-сайта для информирования о результатах торгов. При этом межведомственная комиссия по вопросам госзакупок будет заниматься лишь решением спорных вопросов без возможности обжалования результатов торгов неучастниками, а также выдавать разрешения на проведение закупки у одного участника (сейчас помимо этого анализирует проблемы и предоставляет независимые заключения о работе уполномоченного органа).
   Минэкономики также предлагает сократить сроки проведения торгов до 36 дней (сейчас 45 дней), повысить минимальную стоимость закупки товаров и услуг для госпредприятий до 100 тыс. грн (50 тыс. грн), работ — до 600 тыс. грн (400 тыс. грн), а тендерную документацию предоставлять бесплатно. По данным участников рынка, сейчас стоимость услуг по разработке тендерной документации составляет около 4% от предположительной стоимости закупки.
   Если новая инициатива будет поддержана парламентом, Тендерная палата лишится всех своих полномочий. В Минэкономики считают это логичным, так как ТПУ не входит в систему органов госвласти и не несет никакой ответственности за свои действия. «И потому является бесконтрольной»,— говорится в пояснительной записке к документу. Отметим, что общественный контроль в данном случае будет осуществлять любой член общественной организации или независимый эксперт, входящий в состав тендерного комитета при предприятиях.
   Вице-президент Тендерной палаты Николай Товстановский назвал предложения Минэкономики шагом назад, так как ставится под сомнение независимость органа, подконтрольного Кабмину. «Это все равно что вернуть Минэкономики функции, когда была масса нарушений и кулуарные игры в проведении торгов и рассмотрении их результатов,— заявил он Ъ.— Любая подчиненность исполнительной власти предусматривает отклонения». Господин Товстановский уверен, что шансов на внедрение в жизнь предложений Минэкономики нет, так как нынешний закон о госзакупках был поддержан подавляющим большинством членов парламента. Напомним, в декабре 2005 года депутаты преодолели вето президента на закон о внесении изменений в существующий порядок госзакупок.
   Между тем депутаты Верховной рады V созыва скорее поддерживают позицию Минэкономики. «Партия регионов не только поддержит эти инициативы, но и в полном составе проголосует за них»,— заявила Ъ Людмила Кириченко (Партия регионов). «Вполне возможно, мы подержим такой законопроект»,— подтвердила Ксения Ляпина («Наша Украина»). Однако спорным оказался вопрос подконтрольности агентства. Так, госпожа Ляпина считает, что орган должен быть независимым. «При Кабмине может быть консультационный орган, а контролировать госзакупки должно независимое агентство,— добавляет Наталья Королевская (БЮТ).— Ручной орган при правительстве не сможет обеспечить ни прозрачность, ни равность условий для предприятий».