07.08.2007 Не бойтесь госзакупок! С 1 октября 2007 года вступают в силу новые поправки в закон о госзакупках. Что ждет госзаказчиков в будущем, какие изменения коснутся законодательства о госзакупках? Об этом рассказала заместитель директора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Анна Катамадзе. В: Чем вызваны постоянные изменения в законе о госзакупках? О: Новые поправки, которые вступают в силу с 1 октября 2007 года, это уже четвертая редакция закона. Мы просто пытаемся его усовершенствовать с учетом практики его применения. В: Каковы основные нововведения закона? О: Новый Закон N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты РФ" предусматривает введение с 1 января 2010 года единого всероссийского официального сайта для размещения информации о госзакупках. Создание такого единого ресурса позволит обеспечить единообразие и унификацию размещаемой информации, что будет давать широкие возможности для оперативного поиска, анализа и обобщения данных о размещении государственных и муниципальных заказов. До сих пор у нас сайты формировались отдельно на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это позволяло при необходимости фактически скрывать информацию о торгах, к тому же очень неудобно искать интересующую информацию по всем сайтам. Мы оставляем право субъектов федерации сохранять свои сайты, но они уже не будут носить формат официальных. В связи с введением всероссийского портала госзакупок с 1 января 2011 года отменяется обязательная публикация в официальных печатных изданиях субъектов РФ и муниципалитетах. Более того, с 1 января 2008 года отменяется обязательная публикация информации в официальном печатном издании для государственных закупок федерального уровня. Данная новация направлена на сокращение бюджетных затрат, осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками, на организацию и проведение процедур размещения заказов. Кроме того, это повысит оперативность проведения процедур размещения заказов. Далее в связи с введением в предыдущей редакции закона требования о размещении заказа на строительство посредством проведения аукциона законом предусмотрены определенные защитные меры. В частности, для аукциона на строительство установлены специальные условия допуска в виде оценки квалификации участников аукциона. Участник допускается к аукциону в случае, если он располагает опытом в проведении такого строительства за последние 5 лет и документально (акты приемки и введения в эксплуатацию) способен подтвердить, что выполнял не менее 30 процентов объема аналогичного строительства на конкретном объекте. Новым законом также предполагается распространить применение критерия квалификации на все виды работ и услуг без ограничений, при этом на сложные виды работ и услуг в законе определена наиболее высокая значимость данного критерия. Одновременно законом определен предельный вес данного критерия во избежание злоупотреблений при оценке заявок участников конкурсов. Кроме того, теперь расширена возможность закупки у единственных источников (без применения процедур) не только вследствие непреодолимой силы, но также необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. В: Статья 17 закона, которая прописывает контроль за госзакупками, в новой редакции претерпела сильные изменения. Ужесточится ли контроль за госзакупками? О: На самом деле изменения в эту статью носили больше технический характер, хотя, безусловно, есть и новации. Так, например, отменены контрольные органы на уровне поселений. Сегодня у нас контроль разделен между тремя уровнями власти. На федеральном уровне - антимонопольная служба, на уровне субъектов федерации и муниципалитетов, в том числе и поселений, - свои контролирующие органы. С учетом особенностей формирования администрации, особенно на поселенческом уровне, выходит, что один служащий контролирует четырех оставшихся. Также введена норма о том, что согласование единственного источника осуществляется снизу вверх. То есть муниципальный уровень согласовывает с региональным, который, как и прежде, самостоятельно решает этот вопрос. Что же касается вопроса об ужесточении контроля, закон предусматривает внесение большого количества поправок в Кодекс РФ об административных правонарушения. Теперь определены составы, которые признаются нарушением административного законодательства. Перечень, конечно, расширился, потому что раньше он был достаточно условный. В частности, теперь устанавливается ответственность за недопуск участников, появилась ответственность не только у заказчиков, но и у органов власти, которые являются администраторами сайтов, и так далее. Уголовной ответственности, как и ранее, закон не предусматривает. Но при этом не стоит забывать, что уголовную ответственность за хищение, мошенничество никто не отменял. В: Предусматривает ли новый закон заключение контрактов на срок более 1 года? О: Данный закон не решает проблему заключения долгосрочных контрактов. Как правило, большинство вопросов лежат на стыке бюджетного законодательства и закупочного. С 1 января 2008 года вступает в силу новый Бюджетный кодекс, в котором заложен механизм трехлетнего бюджета. Следовательно, после нового года появляется возможность заключения долгосрочных контрактов в рамках трехлетнего бюджета и долгосрочных целевых программ. В: Дается ли в новом законе уточнение понятия одноименности и когда будет утверждена номенклатура продукции для государственных нужд? О: Одноименность будет определяться по номенклатуре товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Мы этот документ подготовили, но с учетом принятия нового закона N 218-ФЗ его необходимо доработать. Мы планируем до вступления в силу новых поправок 1 октября 2007 года согласовать и утвердить этот документ. Так же как и номенклатуру, мы сейчас перерабатываем порядок оценки. Потому что у нас по новому закону появился критерий квалификации и его весовое ограничение. Мы надеемся, что до вступления закона в силу мы внесем его в правительство. В: Подпадают ли командировочные расходы под действие закона о госзакупках? О: Все зависит от того, между кем возникли правоотношения. Если, например, бюджетное учреждение заключает контракт с какой-то гостиницей, то оно обязано делать это в соответствии с законом N 94-ФЗ. А если организация выдает своему сотруднику командировочные и он оплачивает из них услуги гостиницы, это не попадает под действие закона о размещении заказов, потому что это не закупка для государственных или муниципальных нужд, а личные расходы физического лица, за которые он отчитывается перед своей организацией и несет ответственность за их целевое использование. В: Если у организации несколько филиалов, могут ли они закупать товары самостоятельно, каждый на 100 тысяч рублей, или эта сумма должна быть общей на всех? О: Сумма должна быть общей на всех. Потому что госконтракт заключает госзаказчик, а не его филиал. В: Часто бывает, что для проведения мероприятия, например организация выставки, заказчику надо проводить конкурс и аукцион, может ли он объединить их в один лот? О: У нас есть два момента, связанных с такого рода вопросами. Первый - это объединение в один лот технологически не связанных работ. Что не допускается по закону "О защите конкуренции". С чем это связано? С тем, чтобы, например, в один контракт вы не смогли одновременно включить закупку бумаги и производство танка. В силу того, что это технологически не связанные работы. Когда вы не связанные работы включаете в один лот, вы тем самым ограничиваете вход участников по размещению заказов. Потому что мало будет таких участников, которые способны одновременно бумагу производить и танки. Что касается объединения в один конкурс работ из аукционной продукции и конкурсной, то здесь надо исходить из следующих принципов. Конечно, если вы заказываете стройку под ключ (пока размещаемую на конкурсе), которая включает в себя огромный перечень работ, в том числе, например, покупку и установку смесителей, которые согласно распоряжению правительства попадают в аукционный перечень, вы вправе разместить заказ посредством проведения конкурса. В данном случае предмет контракта - титульная конкурсная позиция. А если у нас предмет контракта соразмерен, например, размещение рекламных транспарантов и перетяжек, - фифти-фифти, то тогда, конечно, надо делить заказ либо размещать его полностью посредством применения аукциона. В каждом случае надо смотреть конкретно. Да, проблема с применением этой нормы сегодня есть, потому что нет четкого раздела пока в законе. Мы надеемся решить этот вопрос с введением номенклатуры товаров работ и услуг. |