11.09.2007 Нет предела совершенствованию закона о госзаказе? Совершенствованию принятого в 2005 году закона N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был посвящен круглый стол, состоявшийся в Госдуме 11 сентября. Председатель Комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков заявил, что ущерб от коррупции в системе закупок для государственных и муниципальных нужд оценивается в 300 миллиардов рублей, и принятие закона N94-ФЗ за полтора года позволило снизить его на 100 млрд рублей в одном только 2006 году. «Закон защищает не только государство, но и бизнес», – сказал М.Гришанков. По его словам, общими принципами, заложенными в N94-ФЗ, являются прозрачность, эффективность и справедливость госзакупок. Однако, вынужден был заметить М.Гришанков, потенциал закона сегодня исполнен не полностью, массовые нарушения в сфере госзакупок продолжаются. М.Гришанков перечислил нарушения, на которых подробно остановился заместитель Генерального прокурора РФ Евгений Зубарчук. Некоторые госзакупки вообще осуществляются в нарушение процедуры без конкурса. Меж тем при росте ВВП в 6,5% госзаказ увеличился в 2006 году на 30% и достиг 2,3 триллионов рублей, что составляет 8,5% ВВП, и ожидается, что в 2007 году он превысит 3 триллиона рублей. От него, как от важнейшего сегмента национальной экономики, напрямую зависит уровень инфляции, благосостояние предприятий, другие макроэкономические показатели, отметил М.Гришанков. В связи с тем, что Россией ратифицирована конвенция ООН против коррупции, а значит, взяты на себя обязательства снижать ее уровень, распространение информации о конкурсах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для госнужд должно быть публичным. «Система должна сделаться более прозрачной», - подчеркнул М.Гришанков. Председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум также выразил мнение, что госзаказ является основной составляющей экономической системы. До вступления в силу N94-ФЗ, по словам М.Шаккума, “правовая база позволяла делать что угодно, например, за ночь составить все конкурсные документы и подвести итоги конкурса заранее, отдав предпочтение выгодным партнерам”. Группа разработчиков закона из МЭРТ, Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям ГД старалась сделать N94-ФЗ законом прямого действия, не позволяющим дублировать ведомственные подзаконные акты. “Полного удовлетворения законом у нас пока нет, да и наработано пока мало законодательной практики”, - отметил М.Шаккум. Как заметил он, некоторые нормы закона поистине революционны. Закон четко и строго прописывает процедуры, которые раньше отдавались на откуп конкурсным комиссиям, содержит в себе однозначный перечень конкурсных документов, требования к поставщикам товаров и услуг. Предусмотрены в законе не только возможности контроля поставщиков, но и заказчиков, в частности, процедура обжалования их действий в судебном и административном порядке. С 1 января 2008 года аукцион вводится как единственный способ размещения госзаказа в строительстве, сообщил М.Шаккум, а с 1 января 2010 года в сфере госзаказа будет действовать единственный сайт, централизующий сегодняшнюю систему госзаказа, распределенную по ведомствам и муниципальным образованиям. М.Шаккум послал в адрес Правительства РФ только одну претензию: по его словам, затягивается порядок принятия конкурсных заявок. Заместитель Генерального прокуррора РФ Евгений Зубарчук отметил, что сегодня коррупция умело использует любые финансово значимые сферы госрегулирования, и в госзаказе имеются серьезные предпосылки для коррупционных проявлений. Закон изобилует неточностями и недосказанностями, считает Е.Зубарчук. Практика свидетельствует, что в состав конкурсных комиссий включаются представители коммерческих организаций, нарушается порядок опубликования извещений о проведении конкурсов (законом предусмотрен тридцатидневный срок), в извещениях часто отсутствуют конкретные цифры – количество товаров, объем работ и услуг, дата подачи заявок. Отмечаются случаи, когда в конкурсную документацуию включаются документы, не предусмотренные законодательством. Есть и другие необоснованные требования к участникам конкурса. Кроме того, в финале конкурса победителями объявляются порой далеко не самые достойные, а выгодные организаторам конкурса. Е.Зубарчук полагает, что назрел вопрос о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ: прокурор, по его мнению, должен иметь право объявлять сделки, совершенные с нарушением законодательства, недействительными. Подрядчик же должен иметь собственные мощности для исполнения госзаказа, чтобы не усложнять цепочку госзаказа лишними посредниками. Сегодня возможности для недобросовестного лавирования в сфере госзаказа дает даже процедура запроса котировок, отметил Е.Зубарчук, а заказчик лишен возможности провести проверку соответствия подрядчика, в результате чего сделки заключаются с теми, кто уже состоит в реестре недобросовестных поставщиков. Аудитор Счетной палаты РФ Александр Назаров отметил позитивные изменения в связи с вступлением в силу N94-ФЗ: размещение заказов вне конкурса почти перестало встречаться, появилась, по его словам, и реальная состязательность в процессе проведения конкурсов. Однако, отметил А.Назаров, в законе практически отсутствует механизм санкций, несмотря на то, что статья 63 закона указывает на ответственность, а КоАПП предусматривает наказание виновных в нарушении процедур… всего лишь в размере 20 тысяч рублей, в то время как объем сделок в сфере госзаказа измеряется по меньшей мере миллионами рублей. Практически виновные должностные лица сегодня не несут никакой ответственности за свои деяния, закон не имеет обратного действия, контрактов с недобросовестными поставщиками и заказчиками зачастую расторгнуть нельзя, потому что сами контракты не исполняются. Отсутствует в законе и механизм закрепления победителей конкурса. По умолчанию принята бальная система выявления победителя, однако стоимость балла присваивается произвольно, заявил А.Назаров. Проверки Счетной палаты показывают, что единый заказ делится на множество контрактов, по сумме не превышающих нескольких тысяч рублей, и отдаются одному производителю. Отмечаются информационно-технологические манипуляции при формулировании технических заданий конкурса с явной целью отсеять нежелательных участников. Счетная палата выявила и факты принятия недостоверных сведений от заявителей. “94-ый закон необходим, но недостаточен. Не следует и впредь позволять федеральным органам вносить в него поправки в ведомственных интересах”, - считает А.Назаров. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский отметил, что закон заработал, несмотря на опасения в излишней строгости процедуры. «Откровенно "наглых дел" стало гораздо меньше», - заявил он. Контроль, осуществляемый МАП за исполнением закона, сравнялся по прикладываемым усилиям с основной функцией ФАС – контролем исполнения закона N135. «Количество жалоб постоянно растёт, за полтора года их – на действия заказчика - рассмотрено 6700, в половине случаев состав злоупотреблений выявлен. Это радует лишь потому, что заявители поверили в то, что с коррупцией в России бороться можно», - считает А.Цариковский. По его словам, 2820 обращений в МАП касаются проблемы «единственного поставщика», что достигается за счет фактических подтасовок: количество отказов в участии в конкурсах стало чрезвычайно много. «Если раньше участников конкурса было так мало, что искали искусственного дублёра, то теперь – а одно ведомство особенно этим славится – отсеивают восьмерых из девяти участников конкурса», - сказал А.Цариковский. «Нам такие победители не нужны», – говорят в ведомствах, проводящих конкурс. Он полагает, что система проверок в скором времени станет стройнее. Выстраивается и система административных штрафов в отношении лиц, нарушивших законодательство. Всего, согласно требованиям КоАПП, на сегодня вынесено 2559 постановлений о наложении таких штрафов. «Часто хочется переквалифицировать дело из N94-ФЗ в N135-ФЗ, чтобы штрафовать не на тысячи, а на миллионы с присовокуплением дисквалицикации должностного лица”, - признался А.Цариковский. Заместитель директора Департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ Анна Катамадзе отметила наступление второго этапа реформы: недавно было принято два пакета поправок к закону. Позитивным моментом А.Катамадзе считает создание в перспективе единой информационной площадки для госзаказа в Интернете. Количество посещений федерального портала уже достигает одного миллиона в день. При посредстве МЭРТ приняты, по словам А.Катамадзе, важнейшие документы: реестр недобросовестных поставщиков, перечень продуктов, размещаемых госзаказом, правила пользования сайтом госзаказа. Сегодня усилия МЭРТ сосредоточены на выработке единой номенклатуры товаров и услуг госзаказа, с помощью которых будет легко определить сопоставимость товаров и услуг. А.Катамадзе пригласила ведомства активно участвовать в обсуждении этого документа. Начальник управления ФАС России по контролю за размещением государственного и муниципального заказа Михаил Евраев заявил, что до вступления в силу N94-ФЗ лишь 1% конкурсов на территории РФ проводился честно. Но и сейчас субъективный критерий отбора победителей составляет до 90%, тогда как с 1 октября 2007 года он будет ограничен лишь 20%. Позитивным изменением М.Евраев считает принятие аукционного перечня товаров и услуг, который сегодня включает только 25-30: всех товаров и услуг в области госзаказа, и, следовательно, должен быть расширен как минимум в несколько раз. Участники круглого стола пришли к выводу о том, что базисный N94-ФЗ должен постоянно совершенствоваться с участием всех заинтересованных сторон. |