15.09.2007  ФАС рассудит гарантирующих поставщиков

   Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) подозревает Региональную службу по тарифам Нижегородской области (РСТ) в нарушении закона «О защите конкуренции». Антимонопольщики предполагают, что РСТ ущемила права структур федерального энерготрейдера «Транснефтьсервис С», не допустив их к участию в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии в регионе. Таким образом получил развитие конфликт между регулирующим ведомством и «Транснефтьсервис С», купившим в мае 2007 года у РАО «ЕЭС России» за 2 млрд руб. 49%-ный пакет акций Нижегородской сбытовой компании и пытающимся сохранить за компанией клиентскую базу.
   Дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 («Запрет принятия органами исполнительной власти актов и (или) осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции») и ч. 2 ст. 17 («Запрет не предусмотренного нормативными правовыми актами ограничения организаторами торгов доступа к участию в торгах») федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Региональной службы по тарифам Нижегородской области (РСТ) Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила 10 сентября 2007 года. Об этом сообщила вчера пресс-служба действующего гарантирующего поставщика электроэнергии в регионе — ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (НСК, 49% акций компании принадлежат федеральному энерготрейдеру «Транснефтьсервис С»), по чьей жалобе и было начато разбирательство. НСК считает, что РСТ необоснованно предоставила преимущество ЗАО «Волгаэнергосбыт» (управляется ООО «Евросибэнерго» Олега Дерипаски), отстранив саму НСК, а также ООО «Транснефтьсервис С» и ОАО «Ярославская сбытовая компания» (47,36% компании принадлежат «Транснефтьсервис С») от участия в конкурсе по выбору гарантирующего поставщика на ближайшие три года. С аналогичным иском НСК обратилась также и в арбитражный суд.
   Напомним, РСТ провела конкурс на присвоение с 1 января 2008 года статуса гарантирующего поставщика электрической энергии в Нижегородской области 1 августа 2007 года. При этом НСК считала действия РСТ по назначению даты проведения конкурса незаконными и еще в середине июля обратилась с соответствующей жалобой в региональный арбитраж. НСК полагает, что, назначив дату тендера ранее утверждения Министерством промышленности и энергетики РФ правил проведения конкурсной процедуры, регулирующее ведомство нарушило действующее законодательство.
   В самой РСТ считают свои действия правомерными и недоумевают, почему Минпромэнерго к тому времени не утвердило соответствующие правила, хотя постановление правительства России от 16 июля предписывает провести конкурс по выбору гарантирующего поставщика, например в Нижегородской области не позднее 25 августа.
   Эксперты отмечают, что в том случае, если ФАС признает итоги конкурса по выбору гарантирующего поставщика электроэнергии в регионе недействительными, НСК сохранит за собой свой статус. Участники рынка при этом считают вполне оправданными намерения трейдера «Транснефтьсервис С», в мае 2007 года вложившего в покупку у РАО «ЕЭС России» 49%-ного пакета акций НСК 2 млрд руб., сохранить за нижегородским сбытом его клиентскую базу. То, что трейдеры — преемники прежних АО-энерго — могут потерять статус гарантирующих поставщиков, аналитики называют «странным».
   «Инвесторы платили за компании с большим количеством потребителей, а в случае их потери они понесут значительные убытки», — считает один из участников рынка. Аналитик ИК «Финам» Семен Бирг поясняет, что РАО ЕЭС намерено отложить все конкурсы среди энергосбытовых компаний на присвоение статуса гарантирующих поставщиков до 2009 года — к этому времени предполагается закончить формирование структуры собственности в генерирующих компаниях, а также найти новых собственников для сбытов: «Сейчас конкурсы вызывают много проблем, поскольку нет понимания, как они должны проходить».