25.09.2007  Реформы добрались до госзаказа

   Единые торговые площадки - главные инновации в системе госзакупок.
   За последние полтора года российская система госзакупок пережила радикальные изменения. Некоторые чиновники даже заговорили о полномасштабной реформе системы госзакупок. Ее стартом считается начало прошлого года, когда вступил в силу федеральный закон 94-ФЗ, установивший единый порядок проведения закупок для всех распорядителей бюджетных средств.
   На прошедшем недавно в Государственной Думе "круглом столе", посвященном мерам противодействия коррупции в системе госзакупок, обсуждались предварительные итоги реформы госзаказа и перспективы внедрения инновационных методов управления закупками для госнужд. Помимо федеральных структур, определяющих государственную закупочную политику и выполняющих функции финансового контроля - Минэкономразвития России, ФАС России, Федеральной службы по оборонному заказу, Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, - на обсуждении собрались представители наиболее крупных региональных закупщиков: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и недавно созданный Пермский край, на долю которых приходится около 15 процентов российского госзаказа, представили результаты развития инновационных методов закупок в своих регионах.
   Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан являются крупнейшими региональными закупщиками и инициаторами ряда инноваций по управлению закупками. В Санкт-Петербурге, например, выстроена трехуровневая система размещения заказов, существует внутренняя система электронного документооборота, а также действует единая методика регистрации городских контрактов и конкурсных документов.
   Особенностью системы закупок Татарстана является "реестр сводных извещений", в котором содержится история размещения каждого заказа.
   Из всех субъектов Федерации, как оказалось, Москва продвинулась дальше других в построении инновационной составляющей своей системы закупок. По словам руководителя департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадия Дегтева, центральная роль в этом процессе отведена единым торговым площадкам (ЕТП) как инфраструктурной основе городских закупок.
   Закупки на ЕТП осуществляются на основе единого регламента и стандартизированной документации с обязательным использованием электронных форм закупок. Это позволило Москве привести систему закупок десятков городских заказчиков на более качественный уровень в соответствие с единым набором выверенных методических нормативов и принципов составления конкурсной документации.
   Сейчас в Москве действует центральная ЕТП для заказов на сумму свыше 10 миллионов рублей и несколько ЕТП, относящихся к департаментам и муниципалитетам. В этом году через площадки прошло почти 90 процентов всех городских заказов. По масштабам внедрения в систему закупок ЕТП стали наиболее значительной инновацией по размещению заказов в этом году. Как отмечает Геннадий Дегтев, ЕТП позволили существенно сократить расходы на закупки и усилить контрольные функции Тендерного комитета.
   По замыслу авторов реформы, такие технологические инновации должны стать весомой составляющей новой системы госзаказа. Как отмечает Антон Емельянов, председатель комитета НАУЭТа по информационному обеспечению госзаказа, локально реализованные инновации, такие как московские ЕТП, должны стать доступными другим регионам и крупным федеральным заказчикам. По словам Емельянова, инновации в организации процессов закупок, особенно в крупных регионах с множеством заказчиков, стали результатом инициатив региональных руководителей профильных ведомств.