16.10.2007  Эффективность госзакупок обеспечит предпринимательская активность

   16 октября в медиа-центре «Известий» состоялась пресс-конференция, посвященная запуску «Национального рейтинга прозрачности закупок (РП) 2007». Представители оргкомитета РП дали свои оценки состоянию системы госзаказа, законодательных инициатив, а также уровню коррупции в сфере государственных закупок.
   Председатель Комиссии ГД РФ по противодействию коррупции Михаил Гришанков сообщил, что впервые проект РП был запущен в прошлом году, его главная задача – оценить эффективность осуществления госзакупок в РФ в соответствии с новым законодательством. «Система закупок была одной из сфер, где из-за недобросовестной работы чиновников «на откат» потери бюджета составляли колоссальные суммы», - пояснил депутат. Он считает, что принятие ФЗ № 94 должно сломать коррупционность системы госзакупок и обеспечить прозрачные условия работы для всех ее участников. «Как показала практика закон действительно оказался прорывным. Однако и в новых условиях нашлись исполнители, которые умудрились изобрести не менее «прорывные» коррупционные схемы, чтобы обойти закон. Отсюда ошеломляющие результаты Рейтинга прозрачности за 2006 год – среднее превышение цены по закупкам составило 16 и более процентов», - заявил М. Гришанков.
   Депутат считает РП одним из важнейших инструментов гражданского контроля за деятельностью власти на местах в сфере госзакупок. По его словам, результаты рейтинга могут и должны быть использованы как важнейший показатель эффективности использования федеральных, региональных и муниципальных средств.
   Исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский рассказал, что в 2007 году РП будет нацелен на выявление уровня прозрачности в госсекторе, для чего будет создан единый информационный сайт по всем госзаказам, размещаемым на территории России. Кроме того, будет уточнен единый перечень товарных позиций.
   А. Никольский сообщил, что на основании проведенного мониторинга в 2007 году наибольшее превышение цен по госзакупкам выявлено на медикаменты и медицинские товары – до 70%, строительные объекты – до 35%, ГСМ – 15%, а также на канцелярские товары, оргтехнику и компьютеры. Кроме того, есть нарушения в ценообразовании на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
   Он подчеркнул, что по итогам РП-2007 в Правительство РФ будут внесены предложения об использовании данных РП в качестве одного из важных критериев оценки эффективности работы региональных органов власти.
   Начальник управления ФАС РФ по контролю за размещением государственного и муниципального заказов Михаил Евраев сообщил, что к 1 января 2010 года будет создан общероссийский федеральный портал по госзакупкам. При этом отдельные муниципальные и региональные сайты будут упразднены, отпадет и необходимость публиковать информацию о размещении госзаказа в печатных СМИ. Такие меры, по мнению представителя ФАС, позволят повысить прозрачность и информационную открытость системы. Кроме того, с 1 января 2008 года все заказы на строительство будут размещены на аукционах. «Перечень продукции, размещаемой на аукционах по госзакупкам, который сейчас охватывает 20-25% товаров и услуг, закупаемых по госзаказу и муниципальному заказу, может быть расширен вчетверо», - считает начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением госзаказа.
   По его словам, до 80% товаров и услуг по госзакупкам должно размещаться на аукционах. М. Евраев пояснил, что данное предложение ФАС в виде соответствующих поправок в правительственный акт находится в стадии согласования с заинтересованными ведомствами.
   Все ранее внесенные в законодательство о госзакупках изменения с учетом принятия поправок в перспективе обеспечат экономический эффект до 1 триллиона рублей ежегодно, что составит 25% от совокупных затрат бюджетов трех уровней, т.к. на сегодня объем этих затрат составляет более 4 трлн рублей, отметил он.
   Однако главный экономический эффект, по мнению М. Евраева, не в экономии как таковой, а в развитии конкуренции и повышении доверия инвесторов к возможностям работы в России, а, следовательно, в изменении инвестиционного потенциала страны.
   По поводу Национального рейтинга прозрачности закупок представитель ФАС РФ отметил заслугу этого проекта в том, что предприниматели поверили в реальную возможность участия в торгах. Если в первой половине 2006 года жалобы в адрес ФАС от бизнесменов не поступали, то теперь ежеквартально их количество увеличивается в 1,5-2 раза. Например, за 2006 год и первую половину 2007 поступило порядка 7 тысяч жалоб, из них 4,5 тыс. – в первой половине этого года. Кроме того, экономия бюджетных средств в 2006 году составила 107 млрд руб, по итогам первой половины 2007 года – уже 65,8 млрд руб.
   М. Евраев убежден, что без инициативы предпринимателей и общественных организаций невозможно навести должный порядок в сфере госзакупок. «По этой причине предприниматели должны активнее защищать свои права, открыто заявлять о нарушениях. Рейтинг - это движение в правильном направлении, но нам, его организаторам, нужно надеяться не только на собственные силы, но и на общественные инициативы», - заключил он.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», существует ли взаимозависимость между активностью предпринимателей и «продвинутостью» регионов в прозрачности госзакупок, М. Евраев затруднился ответить. Он сообщил, что ФАС в этом году удалось провести 8 тыс. проверок. «С учетом того, что в России всего порядка 13 млн процедур по размещению госзаказа, это - капля в море. Именно поэтому нужна инициатива предпринимателей», - считает представитель ФАС.
   По мнению М. Евраева, главное для ФАС - унифицировать подход к контролирующим действиям на основании жалоб предпринимателей по всей стране. Он напомнил, что более половины их них обоснованы. При этом количество жалоб из различных регионов разнится на порядок. «Что это значит? Понятно, что взаимоотношения с заказчиками у предпринимателей одинаковы по всей России, и такая разница точно не указывает на особенности регионального предпринимательства, проявляемого в любви пожаловаться. Для нас, напротив, отсутствие жалоб в регионе, говорит о негативной ситуации в сфере госзакупок. Там предприниматели все еще не верят, что без знакомств можно участвовать в торгах. Если жалоб много, это, наоборот, означает, что предприниматели поверили в возможность работать в условиях нормальной конкуренции. Что скрывать, на протяжении 15 лет в сфере МСБ выработалась стойкая убежденность, что участвовать в торгах – дело безнадежное. Именно эту психологию нужно ломать», - уверен М. Евраев.