19.10.2007  Растет число участников госзаказа среди МБ

   На состоявшемся 18 октября заседании президиума правления ТПП РФ по вопросам совершенствования электронных торгов выступил генеральный директор ОАО «Связьинвест», президент НАУЭТ Александр Киселёв.
   «В сфере электронной торговли Россия отстаёт от развитых стран на 3-4 года. Процесс сдерживается незначительным проникновением Интернета, технологической отсталостью отечественного бизнеса, несовершенством законодательства. Если в России оборот электронной торговли составляет 1% ВВП, то в США эта цифра измеряется 17%, а в развитых странах ЕС – Германии, Франции – стабильно зафиксировалась на 14-15%», - отметил А.Киселев.
   Систему электронной торговли в России образовывают, как и везде, электронные торговые площадки, интернет-магазины, системы электронной дистрибуции, корпоративные системы электронных закупок, индивидуальные системы электронных торгов для госнужд, электронные платежные системы, удостоверяющие центры ЭЦП.
   В последнее время аудитория российского Интернета действительно выросла и составляет 35 млн человек, стоимость трафика значительно снизилась и составляет $2 за Гб. В результате в 2006 году в интернет-магазинах российскими гражданами потрачено около 11 млрд рублей.
   Потенциал роста рынка российской электронной торговли на 2008-2011 гг., по мнению А.Киселева, таков: размещение госзаказа на электронных аукционах – 115 млрд рублей, корпоративные заказы на электронных площадках – 250 млрд рублей, реализация «неликвидов» на электронных аукционах – 50 млрд рублей, и, наконец, реализация конфискованного имущества на электронных аукционах – 10 млрд рублей.
   На две последние сферы применения электронных торгов А.Киселев обратил особое внимание потому, что они в России пока полностью отсутствуют.
   «Мы считаем, что коррупция вообще может быть побеждена лишь электронными средствами», - заявил он.
   Содокладчик А.Киселева, руководитель электронной площадки «Связьинвеста», генеральный директор SETonline Антон Емельянов добавил, что в 2007 году объем сделок на площадке превысил 1 млрд рублей.
   Основная дискуссия развивается вокруг темы планки в один миллион рублей, выше которой заключать контракты в Сети запрещено.
   «Но мы знаем совершенно отчётливо, что и многомиллионные торги проходят так же успешно, как и торги на малые суммы. Электронные торги равно эффективны не только в сфере товарного рынка, но и на рынке услуг», – заявил А.Емельянов.
   Глава Тендерного комитета Москвы Геннадий Дегтев отметил, что в Москве, по прогнозам, в течение ближайших нескольких лет в несколько раз вырастут расходы бюджета, городской заказ, затраты на аукционы и номенклатуру лотов.
   Отсюда необычайно важное значение приобретает единая технология размещения заказа – нормы и правила, процедуры, кадровое и техническое обеспечение, коммуникации и связь, информирование и публичность аукционов, мониторинг и аналитика, наконец, вся социальная, экономическая и конкурентная политика властей.
   «В этом году на 48% больше стало тех, кто раньше никогда не участвовал в горзаказе, отчасти, думаю, потому, что в Москве сняты ограничения на участие в горзаказе для малого бизнеса», - сказал Г.Дегтев.
   По его словам, создание Автоматизированной информационной системы Единого реестра контрактов и торгов г. Москвы (АИС ЕРКТ) открыло не только новые коммерческие возможности, но и аналитические, позволило локализовать возможные нарушения правил электронной торговли, в частности, создать реестр недобросовестных поставщиков, как того требует N94-ФЗ.
   В 2006 году система приняла 11 жалоб на отдельные сделки и процедуры, в 2007-ом – 263 жалобы, что соответствует примерно трем жалобам на одну тысячу процедур. Из всех жалоб обоснованными признано 30%.
   По словам Г.Дегтева, оборудование подобной площадки стоит от 1,9 до 2,9 млн рублей.
   Статс-секретарь и заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Цариковский отметил, что закон, как бы его ни ругали, заработал, что является относительной редкостью в законодательной практике: обычно законы начинают переделывать практически сразу после принятия, но относительно N94-ФЗ так говорить не совсем правомерно – изменений потребовалось минимальное количество.
   «По широте применения закона лидируют Москва и Татарстан», - подчеркнул А.Цариковский.
   «Электронные торги убирают момент личных контактов, что само по себе является антикоррупционной мерой. Мы в ближайшее время хотим сделать единый сайт, посвященный госзаказу. Конечно, ограничения на верхний предел электронных закупок вскоре будут сняты. Мой опыт говорит о том, что цена на товар или услугу в процессе электронных торгов на глазах падает в два и более раз», - сказал А.Цариковский.
   Доля малого бизнеса в электронных сделках по закону должна быть равной 15%, однако, заметил замглавы ФАС, она уже сейчас превышает нормативный показатель: МБ активно участвует в торгах по Интернету.
   «Мешает чиновничья неповоротливость. Хотя в N94-ФЗ есть один основательный плюс, может быть, несколько забавный: в процессе его применения чиновники повысили свою квалификацию», – отметил А.Цариковский.
   Аудитор Счётной палаты РФ Александр Назаров подтвердил полезность принятия N94-ФЗ. По его мнению, факты размещения заказа без конкурса практически прекратились.
   Однако, отметил он, в законе отсутствует механизм санкций к заказчикам. Доказать корыстную заинтересованность должностных лиц в результатах конкурса, торга и так чрезвычайно сложно, но уж если она доказана, ответственность бывает максимум дисциплинарной, которой чиновнику довольно легко избежать.
   Отсутствуют финансовые санкции, нет в законе и внятного механизма определения победителей в конкурсах. Балльная система присваивает показателям конкурсанта произвольные веса, и дело зачастую решается в пользу желательного кандидата, а не в пользу достойного. Присутствуют в практике проверок конкурсов и сговоры участников «по горизонтали», между собой, информационно-технические манипуляции со стороны организаторов конкурсов.
   «В электронные закупки до сих пор не попала ни сфера земельного оборота, ни лесная сфера. Невостребованные земли фактически находятся в финансовом вакууме, малый бизнес этим отодвигается в сторону», – заметил А.Назаров. По его мнению, такое положение дел следует срочно изменить.
   Руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин заявил, что из трехсот действующих на территории РФ удостоверяющих центров ЭЦП официально зарегистрировано лишь 115. Закон пока позволяет им обходиться без центрального органа, но без него центры разрознены и действуют либо в узковедомственных, либо в узкотерриториальных целях.
   «Система удостоверяющих центров в России должна быть единой. Сами потребители подталкивают их к конгломерации», – считает В.Матюхин.
   Далее, полагает он, встаёт уже вопрос применения закона.
   «Сейчас электронная коммерция у нас напоминает сайты знакомств, доски объявлений о товарах и услугах, фактически невозможно заключить электронный контракт, надо всё равно встречаться, договариваться заново, подписывать бумаги. Нельзя действовать без однозначной, единой на всю страну системы идентификации продавцов и покупателей», – заявил он.
   Участники заседания поддержали инициативу Е.Примакова переписать резолюцию, конкретно и чётко обозначив меры по совершенствованию в стране системы электронных торгов и электронной коммерции в целом.