01.11.2007  Минпромэнерго должно выработать механизмы передачи заказов МСБ

   Развернутое мнение о роли государства в регулировании рынка высказал на заседании Экспертного клуба Минпромэнерго России член Общественной палаты РФ Григорий Томчин.
   По его мнению, о новых методах регулирования со стороны государства сейчас говорить достаточно сложно, потому что государство продолжает пользоваться старыми.
   «Все знают причины сентябрьского скачка цен – и все молчат», – заявил Г.Томчин.
   Он считает, что причиной взрывного роста цен стали июльские действия Правительства РФ, которое по просьбе Минсельхоза решило скупить зерно в период максимально низких цен, однако промедлило, в результате «опоздавшая» зерновая интервенция сейчас оказалась совершенно бессмысленной.
   «Крупный покупатель всегда влияет на цену, а крупнейший покупатель у нас государство. Система госзакупок должна отдавать себе отчёт в том, что она является ценообразующей», - сказал Г.Томчин.
   Сельхозпроизводители и участники рынка вообще не должны ждать по каждому случаю постановлений правительства, считает он, а выработать систему принятия оперативных решений на месте.
   «Рынок оперативнее, чем любой регулятор. Государство же, как главный регулятор, само сильно зарегулировано», - считает Г.Томчин.
   Никакой картель государству, как крупнейшему покупателю, не страшен, уверен Г.Томчин. В случае неожиданного скачка цен активнее должен проявлять себя антимонопольный комитет, должна быть заранее выработана жесткая процедура экспертизы всех законодательных актов о повышении цен, и именно эта процедура должна быть разработана при непосредственном участии Минпромэнерго, отметил он .
   «Как бы тяжело ни было работать с малым и средним бизнесом, делать это надо», - продолжил он.
   По словам Г.Томчина, «есть способ, за который может выступить Минпромэнерго уже сегодня».
   По его мнению, заниматься торговым малым и средним бизнесом министерству не стоит, а вот что касается производственного, то Минпромэнерго могло бы разработать систему передачи заказов крупных отечественных предприятий малому и среднему бизнесу.
   «Сейчас крупному предприятию невыгодно отдавать заказ на сторону с налоговой точки зрения. Но если бы в определенный период ему разрешили платить НДС по собственному заявлению, внеся соответствующие поправки в I главу Налогового кодекса, это стало бы шагом к демонополизации экономики и развитию конкуренции», - предположил Г.Томчин.
   Оптимизация налога в России должна быть не преступлением, а законным механизмом снижения конечной цены товара, уверен он.
   «Если ты отдаешь заказ малому производственному бизнесу, ты не преступник, наоборот, – ты стимулируешь его развитие, то есть развиваешь конкуренцию, увеличиваешь количество рабочих мест», – считает Г.Томчин.
   «Сейчас у нас одна за другой создаются крупные госкорпорации, и создаются они сразу как монополисты. Но цена одного товара в рыночной системе немедленно влияет на цену другого. Цена самолета или корабля опосредованно влияет на цену хлеба», - сказал Г.Томчин.
   Он считает, что госкорпорации должны быть устроены таким образом, чтобы через год не надо было поддерживать их существование крупными вливаниями.
   «Им надо сразу же поставить конкретную задачу, какую часть рынка и к какому сроку они должны завоевать. Если этого не будет сделано, нас, пожалуй, и в ВТО не пустят, да и цены на продукцию этих госкорпораций вырастут», - предположил Г.Томчин.
   По вопросу электронных торгов он высказался однозначно: пусть первым, кто заработает в электронном виде, будет само государство, пусть оно подаст пример открытости.
   «И первым, кого надо поставить на рельсы электронной торговли, пусть будет Олимпийский комитет. Ведь если внутри страны мы недостаточно открыты, это одно, но тут мы открыты всему миру, и уже поэтому надо сделать эту деятельность совершенно открытой, публичной», - завершил Г.Томчин.