07.11.2007  В России появятся портовые особые экономические зоны

   Владимир Путин подписал федеральный закон, содержащий пакет поправок в ныне действующий закон "Об особых экономических зонах" (ОЭЗ). Эти поправки регламентируют создание и функционирование портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Новые инвестиционные оазисы будут появляться на базе морских и речных портов, открытых для захода иностранных судов, а также аэропортов, пригодных для международных воздушных перевозок. Законом допускается создание ПОЭЗ даже на тех территориях, где только планируется строительство подобного воздушного или водного порта.
   Путь на президентский стол у федерального закона, допускающего создание ПОЭЗ, был тернист. Депутаты Госдумы дважды рассматривали его во втором чтении, а в последний момент подножку инвестициям чуть не поставил Совет федерации. "Все льготы у нас заканчиваются коррупционными скандалами. С зонами все будет как по Жванецкому: золото, бриллианты, суд, приговор, Сибирь", - горячился сенатор от Курганской области Сергей Лисовский. Однако довод, что о необходимости создания ПОЭЗ говорил в своем послании Федеральному собранию президент, все-таки взял верх. Сенаторы документ одобрили.
   Льготы для резидентов ПОЭЗ мало чем отличаются от преференций резидентам других типов особых экономических зон. Например, с товаров, попавших в портовую зону, не будут взиматься акцизы и пошлины. Инвесторов также освободят на пять лет от налога на имущество и землю, а налог на прибыль государство будет собирать по льготной ставке. Отличительная черта ПОЭЗ: их станут создавать сроком на 49 лет (остальные ОЭЗ создаются на 20 лет). Разработчики законопроекта объясняют подобное отличие высокой стоимостью основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, что сказывается на сроках окупаемости.
   Сразу после одобрения президентом поправок в закон об ОЭЗ руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаил Мишустин заявил, что тендер на создание ПОЭЗ в регионах будет объявлен в ближайшее время. Сколько ПОЭЗ будет всего, Мишустин не уточнил. По мнению экспертов, основными претендентам на победу в тендере являются порты Новороссийска, Усть-Луги и Владивостока. Шансы у Владивостока самые предпочтительные: развитие Дальнего Востока - задача государственной важности. Предположения экспертов подтвердил и Мишустин. "Вероятность формирования зоны портового типа в Приморье очень высока", - отметил глава РосОЭЗ. Помимо ПОЭЗ на Дальнем Востоке, по словам Мишустина, предполагается создать несколько промышленно-производственных и одну туристско-рекреационную ОЭЗ.