18.11.2007  Карелия: проводим конкурс – экономим средства

   Министерство экономического развития республики проанализировало ситуацию по размещению государственных заказов за девять месяцев текущего года и соблюдению требований федерального законодательства по государственным закупкам. О полученных результатах заместитель министра Семен Мануйлов докладывал на недавнем оперативном планерном совещании в правительстве.
   За девять месяцев общий объем средств, направленный на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд составил 2,5 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 160 миллионов рублей. При этом количество размещенных заказов, в том числе по простым закупкам, увеличилось на 40 процентов и составило 13 тысяч контрактов. Доля государственных закупок, размещенных на конкурсной основе, к общему объему государственных закупок для государственных нужд республики составила 63 процента.
   За отчетный период объем закупок, размещенных путем проведения открытых конкурсов, остался практически на уровне прошлого года, запросов котировок – увеличился на 12,8 процента и составил почти 100 миллионов рублей. Заказчики при размещении заказов начали применять такую форму размещения заказов как аукцион. В третьем квартале было проведено 9 аукционов. На снижение динамики роста объема закупок, размещенных путем проведения торгов, повлияли изменения федерального законодательства, связанные с увеличением порога осуществления простых закупок в квартал до 100 тысяч рублей и запросов котировок – до 500 тысяч рублей.
   - Относительная экономия средств бюджета республики, - отметил Семен Мануйлов, - от проведения конкурсных процедур за девять месяцев этого года составила 78 миллионов рублей или 4,7 процента от выделенного лимита финансирования на эти цели. Наибольшей эффективности при размещении заказов – от 7 до 12 процентов – добились министерство здравоохранения и социального развития, министерство внутренних дел и министерство финансов. Неплохо сработало и министерство образования, где экономия составила 4,6 процента. Почти 13 процентов экономии получил государственный комитет по энергетике и регулированию тарифов, но она получена в основном при размещении заказов путем проведения котировок.
   Более 50 процентов от общей суммы заключенных контрактов – почти 857 миллионов рублей - приходится на долю министерства строительства. Однако экономия от проведенных конкурсов и запросов котировок здесь составляет всего полтора процента от лимита финансирования. Подобное размещение заказов трудно назвать эффективным. Кроме того, это очень сильно влияет на общую сумму экономии бюджетных средств. Если бы министерство строительства более эффективно проводило торги, то в целом по республике экономия достигла бы порядка 118 миллионов рублей, что составляет семь процентов от лимита финансирования на эти цели. А в целом по итогам года она могла бы достичь почти 160 миллионов рублей.
   Работа по размещению госзаказа, ежедневный контроль за правильностью конкурсных процедур, срокам заключения и регистрации государственных контрактов ведется при помощи автоматизированной информационной системы. За девять месяцев через нее от государственных заказчиков и бюджетополучателей поступило более 45 тысяч электронных документов. При этом заказчики и бюджетополучатели допускают большое количество нарушений, ошибок и неточностей. За это время по различным причинам им было направлено боле четырех тысяч замечаний. К примеру, каждый третий электронный документ, поступающий на регистрацию от министерства здравоохранения и социального развития и министерства образования, возвращался с замечаниями.
   - Типичными ошибками при размещении заказов для государственных нужд, - говорит Семен Мануйлов, - являются несоблюдение срока заключения государственного контракта и срока регистрации контрактов в автоматизированной информационной системе, нарушение сроков опубликования извещения о проведении конкурса, аукциона или запроса котировок на официальном сайте. Также заключаются дополнительные соглашения к договорам по простым закупкам, что не предусмотрено законодательством.
   Нередко дата заключения контракта опережает дату подписания итогового протокола по выбору победителя конкурса.
   Среди наиболее часто встречающихся нарушений и размещение заказа при отсутствии лимита финансирования на эти цели, размещение заказа на товары, отсутствующие в перечне нужд, несвоевременное оформление документов по закрытию контрактов и ряд других.
   Зачастую государственные заказчики, чтобы избежать проведения конкурсных процедур, используют запросы котировок. При этом они совершенно не учитывают, применим ли для закупаемых ими товаров, работ и услуг такой способ закупки, исходя из требований федерального законодательства, а ориентируются только на лимит финансирования. Разместив заказ путем запроса котировок, в рамках которого не представляется возможным учесть все особенности и сложности закупаемых товаров, работ и услуг, а учитывается только минимальная цена, в дальнейшем заказчики имеют проблемы с исполнением такого контракта. Как следствие – возникают нарушения федерального законодательства по государственным закупкам.
   Заместитель министра экономического развития обратил внимание участников совещания на последние изменения федерального законодательства по размещению заказов. Они значительно расширили функции субъектов Российской Федерации по осуществлению контрольных функций. Контрольные органы теперь наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях и применять в отношении заказчиков и должностных лиц штрафные санкции. Для физических лиц за одно нарушение предусмотрено наказание до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – до 500 тысяч. При этом перечень статей по административным правонарушениям значительно расширен.
   Сейчас в министерстве экономического развития республики создано управление государственного заказа, состоящее из двух отделов. Один из них будет осуществлять контроль в сфере размещения государственного заказа. Разработан план проверок за размещением государственных заказов бюджетополучателями республики. Прежде всего, проверки будут проведены в органах исполнительной власти Карелии.