27.11.2007 Система госзаказа серьезно меняется Российскую систему государственного заказа ждут серьезные изменения. Они будут связаны со вступлением в силу поправок в закон о госзаказе. О том, что будет представлять собой эта система буквально через полгода, во вторник, 27 ноября, рассказал начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев, выступая на международной конференции «Аудит в России. Перспективы развития. Практика работы. Международный опыт». Так, уже сейчас информация обо всех заказах на поставку товаров или выполнение услуг должна размещаться на официальных сайтах организаций-заказчиков, а с 1 января 2010 года все они будут объединены на едином общероссийском портале. Кроме того, с 1 января 2008 года отменяется обязанность федеральных заказчиков размещать информацию о заказах в бюллетене «Конкурсные торги», а с 1 января 2011 года эта норма распространится и на региональных и муниципальных заказчиков. Изменяется и система требований к участникам размещения заказа. Так, жестко ограничиваются требования по предварительной квалификации и в то же время появляются требования по гарантированности исполнения обязательств. То есть с победителя торгов будет взиматься сумма в размере до 30% от стоимости контракта в счет гарантии исполнения обязательств. В том случае если компания, выигравшая торги, не выполняет обязательств по контракту, на нее не просто накладываются штрафные санкции, как это происходит сейчас, но она также теряет эту сумму гарантии. Причем, заметил М.Евраев, в качестве гарантии компании могут представить страхование ответственности, банковские гарантии, обеспечение денежными средствами или залог депозита: форму гарантийного обеспечения выбирает сам участник торгов. Весьма действенным инструментом защиты интересов заказчика М.Евраев считает и реестр недобросовестных поставщиков. Он находится в открытом доступе на сайте ФАС и на сегодняшний день насчитывает более 400 компаний, причем как малого и среднего, так и крупного бизнеса. Компания может попасть в реестр недобросовестных поставщиков по двум основаниям: либо вследствие решения суда, признавшего, что предприятие не выполнило обязательств по контракту, либо в случае уклонения от заключения контракта, если предприятие победило в торгах. Компания, попавшая в реестр недобросовестных поставщиков, на два года теряет право участвовать в торгах по госзакупкам. Однако в то же время бизнес может обжаловать решение заказчика о включении его в реестр. При этом заказчику предоставляется право детализировать требования к поставщикам, но такая детализация не должна приводить к тому, что требованиям сможет соответствовать лишь одна конкретная компания. В этом случае, заметил М.Евраев, прочие участники конкурса могут подать жалобу в ФАС. Кроме того, серьезные изменения повлекла за собой корректировка значимости критериев оценки участников торгов. С 1 октября 2007 года при совокупной значимости всех критериев в 100% на субъективные критерии (качество и квалификация) отводится лишь 20%, то есть было ограничен субъективизм заказчика при определении победителя. Более того, 80% всего госзаказа будет размещаться через аукцион. А торги на заказы высокой стоимости смогут проводиться только на электронных площадках, которых по всей стране будет 5-7. Ужесточены и санкции для должностных лиц, допустивших нарушения при размещении госзаказа. С 1 октября 2007 года за одно подобное правонарушение на каждого члена конкурсной комиссии накладывается штраф в размере до 50 тыс. рублей, причем штрафы суммируются. То есть, пояснил М.Евраев, была введена «персональная ответственность членов комиссий за те решения, которые они принимают». Кроме того, в ближайшее время изменится и контрольная практика ФАС: при обнаружении грубейших нарушений в сфере госзаказа служба будет сама выходить с иском о признании таких торгов недействительными. По словам М.Евраева, число обращений в ФАС в связи с нарушениями при размещении госзаказа растет: в целом за 2006 год и первую половину 2007 года в службу поступило 7,5 тыс. жалоб, из них 5 тыс. пришлось на I полугодие текущего года. «Это хороший показатель», - считает он. Это означает, что предприниматели поверили не только в возможность участвовать в торгах, но и побеждать в них, а также отстаивать свои права и интересы. Причем, заметил М.Евраев, более 50% всех жалоб ФАС признает обоснованными, то есть службой выдаются предписания об отмене результатов торгов или их отдельных этапов. В целом, заключил представитель ФАС, служба от изменения российской системы госзаказа ждет не столько экономии бюджетных средств, хотя и этого тоже, сколько развития конкуренции в стране. |