29.11.2007 Москва: МБ сможет принять активное участие в капремонте жилого фонда Вопросы участия малых предприятий столицы в капитальном ремонте многоквартирных домов были обсуждены на встрече предпринимателей с представителями законодательной и исполнительной власти города, состоявшейся 28 ноября в Центральном доме предпринимателя Москвы. Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев напомнил, что уже в 2008 году на капитальный ремонт домов городом выделяются средства гораздо большие, чем в 2007-ом, а это значит, что малые предприятия имеют больше шансов принять участие в городских конкурсах на право ремонта жилого фонда. «Буквально вчера на заседании правительства Москвы было выработано, а сегодня поступило на подпись мэру Москвы постановление правительства Москвы «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы «Ответственным собственникам – отремонтированный дом» на 2008-2014 гг.», - сообщил М.Вышегородцев. Он добавил, что недавно Московская городская дума уже приняла долгосрочную целевую программу ремонта жилого фонда столицы и выделила под нее деньги. «Понятно, что без участия в этой программе малого бизнеса мы не видим, как можно капитально отремонтировать жилые дома столицы», - подчеркнул М.Вышегородцев. По его словам, малый и средний бизнес пока не столь конкурентоспособен в соревновании с крупными компаниями сферы строительства, реконструкции и ремонта, однако департамент своей первоочередной задачей видит информирование малых предприятий о всех конкурсах, проводимых в этой сфере. "В реализации программы примет участие все организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Мы будем консультировать малый и средний бизнес по всем вопросам оформления комплексной конкурсной документации", - заявил М.Вышегородцев. К сожалению, добавил он, федеральный закон N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не позволяет сделать так, чтобы малый бизнес конкурировал в своем сегменте, поскольку конкурсы являются общими для всех. Министр сообщил, что лоты конкурсов в среднем будут составлять 50 млн рублей, что представляется слишком большой суммой для малого предприятия. Необходимо будет также внести 5%-ный залог от суммы лота, и не каждое малое предприятие сможет представить такую банковскую гарантию. Но Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы такие гарантии, считает М.Вышегородцев, дать сможет. «Если предпринимателям необходимо для участия в капремонте дозакупить какое-либо оборудование, мы также сможем им помочь посредством лизинга», - сказал глава ДПиРМП. Условием плодотворного сотрудничества малых предприятий с правительством Москвы по проведению капремонта многоквартирных жилых домов, по его словам, станет предоставление информации о предыдущем опыте работы малого предприятия в сфере ремонта, а конкретнее – отзывы прошлых заказчиков о фирме. «Понятно, что фирмы, представленные только директором и бухгалтером, вряд ли смогут участвовать в городских конкурсах», – подчеркнул М.Вышегородцев. Правда, заметил он, никто не запрещает работать на условиях субподряда, тем более, что крупные предприятия при реализации программы не смогут обойтись без этого механизма, и, отвечая за общий результат ремонта, часть работ будут поручать небольшим надежным компаниям. «С помощью департамента, кстати, можно выбрать себе хорошего партнера, не забывайте об этом», - обратился М.Вышегородцев к предпринимателям. Министр пообещал сделать все возможное для того, чтобы малый бизнес столицы стал более конкурентоспособным в сфере ЖКХ. Первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Михаил Рыбальченко, выступая на встрече, отметил, что принятая программа по капремонту рассчитана на семь лет и имеет «беспрецедентные масштабы». Средств на ремонт выделяется в два раза больше, чем ранее, и это повышает шансы участия малых предприятий в реализации программы. «Да, отдельных конкурсов для малых предприятий проводиться не будет, но по отдельным домам, где выборочные элементы конструкций будут признаны дефектными - электрохозяйство, например, - шансы довольно большие», - заметил М.Рыбальченко. Кроме того, считает он, никто не запрещает малым предприятиям объединяться в консорциумы, где головная организация возьмет на себя ответственность за ход работ, а остальные будут выступать как субподрядчики. «Не будем забывать, что капитальный ремонт московских домов будет вестись без отселения, для чего общее собрание жильцов дома должно будет принять решение, предоставлять ли дом в распоряжение малого предприятия-подрядчика», - заметил М.Рыбальченко. Первый заместитель руководителя Департамента по конкурентной политике города Москвы Сергей Зайцев заметил, что в 2007 году в Москве было проведено 60 тысяч конкурсов по закупке товаров и услуг для городских нужд на 400 млрд рублей. Из общего числа 16% заявок поступило от малых предприятий, с ними было заключено 10% всех контрактов. «Появилась практика проведения торгов среди субъектов малого предпринимательства, однако 20% торгов не состоялись, в частности, потому что подрядчики на них не явились», - подчеркнул С.Зайцев. «Вся информация и документация для участия в конкурсах размещена на С.Зайцев напомнил, что с 1 января 2008 года заказы на капитальные ремонты в соответствии с законом будут размешаться только через аукционы. Если лот превышает 50 млн рублей, заказчик вправе потребовать сведений об опыте работы предприятия в данной сфере. Начальник Государственной жилищной инспекции города Москвы Владимир Объедков считает, что "одним наскоком такую обширную программу не реализовать". В качестве основной он поставил перед собравшимися кадровую проблему, заявив, что на сегодняшний день городу необходимо 35 тысяч ремонтников, а "списки поданы на 60 тысяч человек, однако реально лишь 20 тысяч из них являются профильными специалистами". Более того, программе необходим значительный кадровый резерв. В. Объедков также сообщил, что в программу капремонта включены 13 787 тысяч домов из 30 тысяч, нуждающихся в ремонте, с деревянными перекрытиями, в аварийном состоянии. За семь лет нужно отремонтировать 17 млн квадратных метров жилья. Комплексному ремонту подвергнут 1453 дома, выборочному – 12 333. Параллельно с ремонтом будет проведена замена инженерных сетей, реконструкция объектов соцкультбыта, причем на переоборудование каждого района предполагается потратить 2-3 года. «Дольше пяти-семи дней в одной квартире делать нечего», – считает В.Объедков. Государственных заказчиков программы капремонта в городе сегодня насчитывается 11. Контроль за расходованием средств будет дополнительно осуществлять Контрольно-счетная палата Москвы. Председатель комиссии Московской городской думы по городскому хозяйству Степан Орлов уточнил, что на реализацию программы отпущено 489 млрд рублей. Он выразил убежденность в том, что, несмотря на некоторые поправки, основные параметры программы изменяться не будут. «Главная задача программы – дать москвичам хорошее жильё! Именно эта задача и дает возможность развиться малому бизнесу Москвы. Хотелось бы, чтобы именно московские малые предприятия реализовывали эту программу», - подчеркнул он. В процессе встречи с представителями малых предприятий столицы М.Вышегородцев, представители департаментов и всех столичных префектур ответили на злободневные практические вопросы предпринимателей, связанные с реализацией программы. Так, предпринимателям было не совсем ясно, как будет осуществляться доступ ремонтников в квартиру. Они также просили обеспечить более полное информирование их о проведении конкурсов. Как вариант решения кадровой проблемы предлагалось привлекать на работу мастеров, приезжающих в Москву из ближнего зарубежья. В этом плане подчеркивалась необходимость обеспечения их общежитиями, а также необходимость оформления на работу без излишней волокиты и очередей. Одним из наиболее важных предприниматели считают вопрос о создании простого и понятного механизма оценки малого предприятия как потенциального участника программы капремонта . Отвечая на этот вопрос, М.Вышегородцев заметил, что основой соответствия должны быть, в первую очередь, уровень квалификации специалистов предприятия, его оборудование и опыт работы. «15%-ного ограничения на субподрядчиков быть не должно», – подчеркнул он. |