05.09.2002  "Камов" обошел Bell-Textron? Результаты турецкого тендера на поставку вертолетов могут быть пересмотрены в пользу России

   По сообщению турецкой газеты Turkish Daily News, генеральный директор ОАО "Камов" Сергей Михеев заявил на этой неделе о том, что в ходе переговоров с турецким военным ведомством российская сторона выступила с весьма заманчивой идеей, которая может повлиять на окончательный выбор Анкары при определении победителя тендера по ударному вертолету. По словам Михеева, в случае, если Анкара объявит победителем тендера российский вертолет Ка-50-2 "Эрдоган", то министерству обороны Турции будет предложен "уникальный пакет оффсетных программ", в реализации которого могли бы активно участвовать ведущие предприятия ВПК и научно-исследовательские институты России.
   Напомним, что речь идет о тендере на закупку 145 боевых вертолетов, который был объявлен турецким правительством еще в 1996 году. Сумма предполагаемого контракта на поставки - от 2,5 до 4,5 млрд долларов США. На первом этапе в тендере приняли участие пять ведущих в мире производителей боевых вертолетов. В 2000 году Анкара объявила, что победа в тендере присуждается американской компании Bell-Textron, производящей боевые машины "Кинг Кобра". При этом турецкая сторона не исключила, что в случае, если переговоры с американской стороной не увенчаются успехом, Анкара приступит к консультациям с российской ОАО "Камов", занявшей на тендере второе место. Как известно, ОАО "Камов" совместно с израильским ВПК производят ударный вертолет Ка–50–2, созданный на базе знаменитого Ка–50 "Черная акула". Вертолет Ка-50-2 оснащен новейшей израильскими авионикой и противотанковым вооружением.
   В июне текущего года в Москву неожиданно приехал начальник Генштаба вооруженных сил Турции Хусейн Кыврыкоглу, который в ходе консультаций с российской стороной попросил уточнить цену и технические характеристики вертолета Ка–50–2. На ОАО "Камов" были приятно удивлены таким развитием событий, ведь стало очевидным то, что двухлетние переговоры Анкары с американской Bell-Textron не привели к практическому результату: контракт на закупку вертолетов до сих пор не удалось подписать.
   Российские эксперты предполагают, что обозначившаяся на данном этапе неудача турецко-американских переговоров объясняется двумя основными причинами. Во-первых, Bell-Textron продает свои вертолеты слишком дорого, требуя за 145 вертолетов около 4,5 млрд долларов. Во-вторых, компания отказывается передать турецкой стороне лицензию на право производства вертолетов с правом продажи их третьим странам. В то же время условия контракта, предлагаемые российскими производителями, выгодно отличаются от американских. Российский ВПК просит за 145 вертолетов 2,5 млрд, то есть почти в два раза меньше, чем конкуренты. Кроме того, российские производители, в отличие от американцев, готовы передать Анкаре технологию производства Ка-50-2. Как уже отмечалось выше, если Турция все же отдаст предпочтение российским вертолетам, то она получит "уникальный пакет оффсетных программ". Что имеется в виду?
   Поясним, что под "оффсетной программой" в торговле продукцией военного назначения на мировом рынке подразумеваются сделки, в рамках которых экспортер принимает на себя обязательство компенсировать импортеру часть расходов, связанных с приобретением военной продукции. И хотя руководитель ОАО "Камов" не уточняет детали оффсетной программы, можно предположить, что на переговорах с турецкой стороной обсуждается возможность передачи предприятиям турецкой авиапромышленности технологии изготовления боевых вертолетов. Возможно, российский ВПК может также передать Анкаре лицензию на производство сверхзвуковой противотанковой ракеты с лазерным наведением "Вихрь", которой оснащены вертолеты Ка-50-2. Ракета "Вихрь" способна поражать наземные цели на расстоянии до 8 километров.
   Эксперты отмечают, что окончательное решение Анкары будет зависеть от того, сумеют ли конструкторы ОАО "Камов" представить турецкой стороне макет нового Ка-50-2, который был бы максимально адаптирован к стандартам вооружений и боеприпасов, принятых в НАТО. Как стало известно, в 2000 году турецкое оборонное ведомство предложило российской стороне внести в Ка-50-2 ряд существенных изменений. В частности, было предложено вместо штатной подвижной пушки 2А42 калибра 30 мм оснастить вертолет 20 мм турельной пушкой французского концерна GIAT. Кроме того, Анкара потребовала заменить российские блоки НУРС С-80 на 70-миллиметровые натовские.