24.01.2008  Госзаказы эффективнее проводить через аукционы

   Объем российского госзаказа составляет 10% ВВП - около 2 трл руб. Контрольную функцию на этом рынке выполняет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Эксперты считают, что сфера госзакупок требует постоянной модернизации законодательства хотя бы потому, что создать с нуля "идеальный" закон о госзаказе, впрочем, как и в любой сфере, невозможно.
   В закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" неоднократно вносились поправки с момента его принятия. А к 2010г. в России заработает единый общероссийский официальный портал по госзакупкам, который заменит региональные и муниципальные интернет-ресурсы.
   Однако главная ценность закона в том, что он ввел единые правила проведения госторгов при определении правообладателей на бюджетные средства на территории РФ, отметил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" директор департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дегтев.
   По его мнению, сейчас предстоит решить как государственному заказчику, распоряжающемуся бюджетными средствами, приобрести качественную продукцию. В нынешнем законе практически нет обязательств у поставщика, кроме его ценового предложения, тогда как обязательства госзаказчика прописаны подробно.
   Эксперты отмечают, что в последнее время было много нарушений в части допуска предприятий к участию в конкурсе на размещение госзаказа. Но ситуация улучшается. В антимонопольной службе отмечают, что уровень коррупции снизится, и повысится прозрачность размещения госзаказов с проведением аукционов. Возрастет доля электронных аукционов, посредством которых будут размещаться госзаказы. Так, с 1 января следующего года через аукционы будут осуществляться все заказы в сфере жилищного строительства, в которой традиционно наблюдается большое количество нарушений.
   Отметим, что согласно закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. В конкурсе заявка может быть подана в запечатанном конверте, причем одним участником в отношении каждого лота может быть подана только одна заявка. В аукционе на право заключения госконтракта победителем признается тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта. При этом аукцион считается более открытой процедурой проведения торгов, поскольку участники аукциона торгуются за госзаказ, буквально видя друг друга. Аукцион в электронной форме еще более удобная процедура торгов, за которой могут наблюдать все желающие в сети.
   "Существует такой миф, что на аукционах приобретается дешевый плохой товар, но это не так. На аукционе приобретается тот товар, на который заказчик установил требование по качеству. Если заказчик не установил требование по качеству, то он получит некачественный товар", - делает вывод начальник управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС Михаил Евраев. "Поскольку, если ты не пропишешь качество, то ты не сможешь доказать, что тебе поставили некачественный товар", - дополняет заместитель председателя экономического Комитета экономического развития Санкт-Петербурга Ольга Ромашева.
   Однако некоторые эксперты считают, что проверять качество продукции должна экспертная группа, которая будет заниматься созданием системы анализа и мониторинга государственных закупок.
   Кстати, говоря об эффективности того или иного способа проведения торгов, специалисты отмечают, что при использовании процедуры размещения госзаказа в форме конкурса дает экономию бюджетных средств в среднем 8-9%, а способом аукциона и электронного аукциона позволяет достичь эффективности от 11% до 15% начальной цены контракта.