29.01.2008 Москва: три направления поддержки МСБ в сфере ЖКХ Столичные власти, малые предприятия и москвичи сделают услуги по содержанию домов более дешевыми и качественными. Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Александр Карпов рассказал "МК" о том, как город привлекает малый и средний бизнес к работе в жилищно-коммунальном хозяйстве столицы и что от этого получат Москва и сами жильцы многоквартирных домов. В.: По каким направлениям будет предоставляться поддержка малому и среднему бизнесу в сфере ЖКХ? О.: Всего их три. Первое - это управление многоквартирными жилыми домами. Второе - обслуживание, содержание, ремонт и благоустройство прилегающих территорий (включая вывоз мусора). И, наконец, третье - проведение капитального ремонта (строительные работы). Пожалуй, именно последнее на сегодняшний день наиболее актуально для города и столичного правительства. Напомню, что у нас действует Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов Москвы "Ответственным собственникам - отремонтированный дом", рассчитанная на 2008-2014 годы. В соответствии с ней капремонт должен быть проведен во всех домах, построенных до 1991 года (это около 14 тысяч, то есть примерно половина всех жилых домов столицы). Объем бюджетных средств, выделенных на это в 2008 году, более чем в 20 раз больше по сравнению с прошлым. В этом году запланировано провести капремонт 12 млн кв. метров. При этом, по расчетам Мосжилинспекции, на все связанные с этим мероприятия потребуется более 50 тысяч строителей. Однако такого свободного ресурса в Москве просто нет. И в связи с этим нашему департаменту дано поручение обеспечить участие малого и среднего бизнеса в этой программе. В.: Почему этим должен заниматься именно малый и средний бизнес? О.: Приватизация жилищного фонда, передача его в управление собственниками жилья, быстрое увеличение числа различных объединений (ТСЖ, ЖК, ЖСК), являющихся заказчиками работ и услуг в сфере ЖКХ (примерно в 20 раз), потребовали значительного роста количества предприятий МСБ (в виде подрядных организаций, управляющих компаний и организаций инфраструктуры). Ведь ДЕЗы работали без договора управления, при лимитированной зарплате персонала и в условиях отсутствия конкуренции. То есть не были заинтересованы в эффективном управлении и содержании жилья. В результате этого и сами малые предприятия, выполняющие по договорам с ними подрядные работы, предоставляли услуги низкого качества. При этом на сегодня они выполняют только 25-30 наименований работ (что составляет не более 10-15% от необходимого перечня). Однако в новых условиях именно они могут дать гражданам более дешевые и качественные услуги. Они будут составлять бизнес-планы деятельности ТСЖ, улучшать качество работ путем независимого аудита, целевого и эффективного использования собранных средств и общего имущества. А также заниматься вопросами ресурсосбережения, что приведет к значительному сокращению различных платежей для самих жильцов (установка водосчетчиков и экономичных автономных генераторов для производства энергии, прочистка внутридомовых трубопроводов вместо их замены, раздельный сбор мусора и т.п.). Сейчас их около 2,5 тысячи. Учитывая, что на одном малом предприятии в ЖКХ работают 10-40 человек, приток рабочей силы в эту сферу в среднесрочной перспективе составит до 1 млн человек. Увеличится и число субъектов МСБ, выполняющих работы по межеванию земельных участков под домами, осуществляющих обследование технического состояния жилья, составляющих проекты ремонтных работ, предоставляющих жилищные, бухгалтерские и юридические услуги. В.: С какими трудностями пришлось столкнуться? О.: Ряд проблемных вопросов возник в самом начале, однако в целом их уже удалось отрегулировать. Во-первых, речь шла о расчетах стоимостей капремонтов с госэкспертизой. Во-вторых, о взаимодействии с собственниками жилых домов. Приведу пример, как было раньше. Органы исполнительной власти проводят открытые торги, выбирают подрядчика и заключают с ним договор. После чего тот выходит на свой объект, а жители дома его просто туда не пускают. Теперь же все три стороны вместе (в том числе представители собственников жилья) будут составлять акт о приеме дома в ремонт в определенном состоянии. После этого отремонтированное жилье должно быть передано в управление ТСЖ или управляющей компании, то есть на ответственность самих жителей. Правда, пока остаются вопросы к центральной власти. Так, правительство Москвы предложило внести поправки в федеральное законодательство, чтобы повысить для субъектов МСБ максимальную цену лота при размещении заказа на выполнение работ по капремонту жилищного фонда (до 50 млн рублей вместо действующего сегодня лимита в 3 млн рублей). Однако Минэкономразвития РФ нас не поддержало. И так как теперь предприятия МСБ вынуждены участвовать в конкурсных торгах на общих основаниях, мы считаем целесообразным включить в Госконтракт пункт о том, чтобы им предоставлялось в обязательном порядке не менее 10% размещенного заказа. При этом мы понимаем, что малое предприятие одно физически не может участвовать в качестве генерального подрядчика. Поэтому наша задача - обеспечить, чтобы именно им передавалась большая часть субподрядных работ. В.: Как именно вы помогаете МСБ идти в ЖКХ? О.: Даем консультации по подготовке конкурсной документации, помогаем в сертификации строительных организаций в соответствии с международными стандартами качества. Также предоставляем участвующим в конкурсе предприятиям МСБ различные субсидии и гарантии по кредитам и лизинговым сделкам в целях возмещения их затрат на приобретение специального оборудования. В целом оказываем поддержку при взаимодействии с собственниками жилья и органами исполнительной власти. Всю информацию можно непосредственно получить в созданных нами в административных округах Москвы сервисных центрах по обслуживанию субъектов малого предпринимательства в сфере ЖКХ (они действуют на базе центров развития предпринимательства). На сегодня департаментом собраны заявки более чем от 300 субъектов МСБ, имеющих опыт строительных работ и готовых выступить участниками консорциумов (пулов). Работа эта продолжается. Еще не все конкурсы объявлены. Так как по плану к 2009 году мы должны обеспечить участие в программе 1500 предприятий с количеством занятых строителей в пределах 35-40 тысяч человек. Также мы поддерживаем МСБ и в сфере предоставления ими коммунальных услуг (благоустройство, вывоз мусора, содержание территорий и т.д.). Тут действуют те же методы поддержки (субсидии на приобретение основных средств и техники и т.д.). К примеру, мы начали развивать программу размещения объектов по отдельному (селективному) сбору мусора и твердых бытовых отходов на территории Москвы. Сейчас отрабатываем ее в пилотном режиме в Восточном административном округе. Местная префектура уже выделила несколько земельных участков для размещения таких пунктов. Эта система помогает до 40% снизить расходы на вывоз мусора. И наша задача - распространить эксперимент на всю территорию Москвы. Помимо этого, за счет средств "Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 годы" проводится обучение и повышается квалификация руководителей и специалистов управляющих компаний и подрядных организаций, работающих в сфере ЖКХ. Наш департамент и Московский центр развития предпринимательства разработали для этого специальную программу. Предполагается в течение трех месяцев обучить по ней около 500 представителей МСБ. Оказывается и информационная поддержка. Информацию о мерах поддержки и о конкурсах на проведение работ по выборочному капремонту можно узнать Эти базы данных в Интернете постоянно пополняются. Тут можно ознакомиться с предложениями товаров и услуг в сфере ЖКХ, с научными разработками в этой области, последними новостями, а также получить дистанционное бизнес-образование. |