27.02.2008  ФАС: система госзаказа доказала свою эффективность

   В России создана система госзаказа, которая не имеет аналогов в мировой практике. Об этом в среду, 27 февраля, сообщил начальник управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России Михаил Евраев, выступая на пресс-конференции в РИА «Новости». По его словам, эта система, сформированная благодаря 94-ФЗ (закон о госзаказе), позволяет создать конкурентную среду в сфере госзаказа.
   М.Евраев отметил, что большая часть реформ в области формирования эффективной системы госзаказа в РФ уже реализована. Значимым шагом в этом отношении стало внесение в прошлом году двух больших пакетов поправок в 94-ФЗ. Характеризуя эти изменения, начальник управления отметил три наиболее важных новации. Так, на качественно новый уровень было поднято информирование о предоставлении государственного заказа. Это связано, в частности, с работами по созданию к 2010 году единого государственного портала по госзакупкам. Во-вторых, при оценке поставщиков был введен такой критерий, как предварительная квалификация. Наконец, и это М.Евраев оценил достаточно высоко, появилась реальная система ответственности должностных лиц при проведении торгов по госзакупкам. Такая ответственность была распространена на каждого члена конкурсной комиссии: административное наказание при выявлении нарушений может достигать до 50 тыс. рублей штрафа для каждого должностного лица. Результатом этого, отметил представитель ФАС, стало то, что члены комиссий стали из них выходить. «Мы это приветствуем. Это свидетельствует об оздоровлении системы госзаказа», - заявил М.Евраев.
   Об этом же свидетельствует и возрастающее число поступающих в ФАС жалоб от участников торгов по госзаказу. Так, если в 2006 году их насчитывалось 2400, то в 2007 году – уже 10 тысяч. Более того, отмечается ежеквартальный рост жалоб в 1,5-2 раза. «Предприниматели видят, что теперь они могут защитить свои права, могут участвовать в торгах и могут их выигрывать», - прокомментировал сегодняшнюю тенденцию М.Евраев. Причем, заметил он, большинство жалоб ФАС признает обоснованными, а это значит, что отменяются либо результаты торгов, либо какого-то отдельного их этапа. Так, в 2007 году обоснованными ФАС признала 58% всех поступивших от поставщиков жалоб. Среди основных нарушений он назвал необоснованный отказ в допуске к торгам, нарушения при размещении информации и проч.
   Одним из действенных инструментов развития российской системы госзаказа М.Евраев считает формируемый ФАС Реестр недобросовестных поставщиков. На сегодняшний день в него внесены данные по более чем 600 компаниям, и предприниматели понимают, что в случае нарушения обязательств по госзаказу они понесут весьма ощутимые имиджевые потери.
   М.Евраев полагает, что система госзаказа в РФ уже доказала свою эффективность. Об этом свидетельствует и динамика сокращения бюджетных расходов при размещении заказов: в 2006 году общий объем экономии составил 106 млрд рублей, в 2007 году – 170 млрд рублей. «Реформа состоялась, мы идем в правильном направлении», - заключил начальник управления ФАС.