28.02.2008  Пермский край: МБ испытывает проблемы в получении госзаказа

   Более эффективному участию бизнеса в получении муниципального и государственного заказа мешает зарегулированность. Малый бизнес - один из активнейших участников "освоения" муниципального и государственного заказа. Однако проблем во взаимодействии между чиновниками и бизнесом хватало всегда. О них рассказал начальник управления муниципального заказа администрации Перми Роман Ченкасов.
   В.: Напомните, какие федеральные нормативные акты регулируют участие бизнеса в освоении муниципального и государственного заказа?
   
О.: Основным является Федеральный закон № 94 от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных служб". Решения и постановления администрации города регулируют обеспечение размещения заказов, а само размещение - прерогатива федерального закона, мы в эту сферу вторгаться не можем.
   В.: Есть ли какие-то преференции для малого бизнеса?
   
О.: В ФЗ-94 обозначен ряд приоритетов, один из них - поощрение и развитие конкуренции, равенство условий доступа к государственному и муниципальному заказу всех участников. Основной принцип - это допуск к участию всех юридических и физических лиц без ограничения по месту регистрации, размеру капитала, его происхождению. Закон дает госзаказчикам указание целенаправленно привлекать малые предприятия. Для муниципалитетов это необязательно, однако по характеру работ и покупаемых нами услуг очень большая их часть предоставляется и реализуется именно малым бизнесом. Например, ремонтные работы в школах, больницах.
   В.: Каковы основные формы размещения муниципального заказа?
   
О.: Они таковы: открытый конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме, запрос котировок цен, размещение заказа у единственного источника. Выбор формы размещения четко определяется законом. Есть перечень товаров и услуг, которые мы можем размещать только путем проведения аукциона. В отношении конкурса главный критерий - цена. Котировки цен мы можем проводить при стоимости размещаемого заказа до 500 тысяч рублей в квартал; если цена закупки больше, проводятся либо конкурс, либо аукцион. Размещение заказа у единственного поставщика практикуется тогда, когда мы имеем дело с естественными монополиями или в форс-мажорной ситуации.
   В.: Часто приходится слышать жалобы бизнесменов на пристрастное отношение чиновников к конкурсантам.
   
О.: Я могу точно сказать, что такие заявления могут делать только те, кто не знаком с законодательством. Основная направленность ФЗ-94 антикоррупционная. Вследствие этого закон настолько зарегламентирован, что шаги вправо и влево невозможны. Все нарушения прописаны в Административном кодексе, штрафы - 30-50 тысяч рублей даже за формальные нарушения, а иногда они взимаются в двойном размере. На мой взгляд, задачу противодействия коррупции этот закон решает на 99%.
   Муниципальные заказчики, те, кто хочет купить услуги, товары, определяют условия покупки. Второй субъект процесса - конкурсные комиссии. Они абсолютно независимы от заказчика, созданы уполномоченным органом по размещению, туда входят люди из совершенно разных подразделений администрации города, каждую возглавляет заместитель главы администрации города, не курирующий ту отрасль, где делаются закупки. Вследствие этого решения комиссий объективны. Дело в том, что закон не позволяет комиссии думать. В нем есть основания, по которым комиссия обязана отклонить претендента. Требования к участникам конкурсов носят в законе узкоформальный характер. Никаких квалификационных требований мы предъявить не можем. Например, мы не можем отсечь от участия в конкурсе организации, которые существуют менее пяти лет.
   В.: Какие жалобы вам чаще всего приходится выслушивать?
   
О.: На наш взгляд, антикоррупционная направленность закона производит побочный эффект - препятствует эффективному размещению заказа. Жизнь сложнее, чем регламент. Относительно жалоб скажу, что сейчас резко возросло количество жалоб на действия муниципальных заказчиков и комиссий при размещении заказов. Но мы этот фактор расцениваем как положительный. Потенциальные подрядчики и поставщики поняли, что не все предрешено заранее и можно отстаивать свои права. Но при этом уровень знания законодательства у предпринимателей пока низок. Подрядчики допускают огромное количество ошибок и неточностей. Комиссии вынуждены многих отсекать.
   Указано, например, что документы должны быть подшиты в единую папку с целью невозможности их перетасовки, подмены и тому подобного. Не подшиты - мы такие документы и такие заявки пропустить не имеем права. На таких формальных требованиях, неграмотной подготовке заявок большое количество участников "погорают". Они жалуются, но по 2007-му году на муниципальных заказчиков Перми было всего 10 жалоб из порядка 600-700, а обоснованными из них были признаны лишь 4-5.