11.03.2008  Коррупция не даст системе тендеров оздоровить российскую науку

   Идея внедрения системы тендеров на выполнение госзаказов российскими НИИ в условиях нашей действительности может не принести положительных результатов, и даже навредить науке.
   Как сообщил зам. директора Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН Вячеслав ЛОБАНОВ, в последние несколько лет все более распространенной схемой финансирования научных исследований становится выделение денег под реализацию государственных научно-исследовательских заказов на конкурсной основе. Госзаказ на какую-либо разработку или исследование выставляется на конкурс, куда подают заявки профильные НИИ.
   Эта схема успешно функционирует на Западе, но в России реализация этой идеи пока еще далека от совершенства. В Европе и США процесс проведения тендеров максимально прозрачен, в то время как у нас схемы распределения финансов и госзаказов отнюдь не прозрачны и по каким реальным критериям определяется победитель - не ясно. Конкурсные комиссии и чиновники, ответственные за распределение финансирования могут иметь свои личные интересы.
   Сегодня достаточно легко создать фиктивное НИИ и выиграть тендер, получив серьёзную сумму денег. Затем нанимается подрядчик, действительно занимающийся научными исследованиями, который фактически и выполняет работу, причем это могут быть небольшие группы или отдельные исследователи. В результате, значительная часть государственных денег остается у посредника, а НИИ не получает необходимых средств для развития своей технической базы и инфраструктуры. Это существенно бьёт и по кадровому вопросу - НИИ не имеет возможности привлечь в сферу науки молодых специалистов, так как им не могут предложить ни денег, ни карьерный рост через участие в проектах. Да и результат таких исследований и разработок получается гораздо ниже качеством.
   Конечно, сама по себе идея определения лучшего исполнителя на конкурсной основе является вполне здравой. Однако она больше подходит для поддержки внеплановых поисковых работ, выполняемых небольшими коллективами, и не должна вытеснять базовое финансирование крупных научных направлений. Успешным примером такого подхода являются, например, гранты Российского фонда фундаментальных исследований, предоставляемые творческим коллективам, состоящим, как правило, из 2-5 человек. Развитие крупных научных программ требует планомерного стабильного финансирования. Кроме того, спектр и количество конкурсных гостем не в состоянии обеспечить заказами все действующие институты.
   Опасность заключается в том, что в перспективе схема конкурсного распределения может стать доминирующей. При этом финансирование Академии наук будет происходить по остаточному принципу, что серьезно угрожает устойчивому развитию некоторых институтов и целых научных отраслей.