25.03.2008  Госзаказ по-прежнему остается малодоступным для малого бизнеса

   Проблема участия субъектов малого предпринимательства в госзаказе была поставлена на круглом столе, прошедшем 25 марта в выставочном комплексе «Крокус Экспо» в рамках четвертого Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2008».
   Заместитель председателя Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства Московской ассоциации предпринимателей (МАП) Валентин Кузнецов отметил, что обязанность госзаказчика размещать, в соответствии с новым Федеральным законом N94-ФЗ, от 10 до 20% госзаказа среди субъектов малого предпринимательства (СМП) зачастую не исполняется.
   Если вынести за скобки то, что интервал в 10-20% госзаказа весьма расплывчат сам по себе, то в законе отсутствует адекватная норма, предусматривающая даже минимальную ответственность за неисполнение данного требования или неполное его исполнение. Иными словам, требование можно исполнять, а можно безнаказанно и не исполнять.
   «Нечетко определена и номенклатура товаров и услуг, которые могут быть предметом торгов и запроса котировок со стороны СМП. Закон определяет, что формировать реестр товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, обязанность Правительства РФ, однако перечень, выпущенный Правительством РФ 4 ноября 2006 года, настолько расплывчат и неконкретен, что его можно трактовать как угодно», - считает В.Кузнецов.
   Чтобы разрешить данную ситуацию в интересах малого предпринимательства, следует формировать консолидированный бюджет так, чтобы требуемый процент госзаказа заранее планировался для размещения среди СМП.
   «И 20% в отдельных случаях – это слишком мало для малых предприятий, которые могут гораздо больше, чем принято считать», - поручился В.Кузнецов.
   Пока же практика, показанная исследованием МАП на местах, такова, что СМП вытесняются даже с тех торгов, участие в которых СМП оговорено федеральным законом.
   «Кроме того, мы обнаружили приписки, которыми занимаются госзаказчики с тем, чтобы заявить об участии СМП в торгах. Это происходит тогда, когда СМП неожиданно для всех выигрывает конкурс, не предназначенный для СМП, и эту случайную в общей картине победу госзаказчики, отчитывающиеся за процент участия СМП в торгах, немедленно вставляют в общую статистику», - отметил В.Кузнецов.
   Председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков добавил, что опыт с введением 10-20%-ной нормы для МБ в госзаказе пока закончился ничем.
   «В прошлом законе процедуры были прописаны прекрасно, хотя и содержалась приписка о том, что приоритеты госзаказа определяет правительство», - заметил он.
   Говоря о роли предпринимательских объединений в борьбе за госзаказ для малого бизнеса, В.Ермаков заявил, что эта роль должна заключаться в лоббировании интересов МБ и формировании приемлемой госполитики в отношении МБ в целом.
   «Мы отмечаем практически тотальное недоверие со стороны малых предпринимателей к любым государственным усилиям, направленным на развитие МБ. Малые компании не идут в бизнес-инкубаторы, где аренда земли, зданий и оборудования снижена в 4-5 раз, потому что боятся будущих осложнений. Они не хотят конкурировать, ввязываться в драку и из-за госзаказа», - сообщил В.Ермаков.
   По его словам, предпринимательские объединения не только должны информировать малые предприятия о выгодных сторонах сотрудничества с государством в форме торгов и конкурсов, но и брать на себя правовые, в частности, судебные издержки при диалоге малых предприятий с властями, подверженными недобросовестной конкуренции.
   «Качество продукции малых предприятий зачастую не соответствует требованиям конкурсов, и в этом малым предприятиям тоже надо помогать», - добавил В.Ермаков.