06.06.2008  Закон о госзаказе будет доведен до совершенства

   На многочисленные вопросы интернет-аудитории, касающиеся практики размещения госзаказа, ответили участники круглого стола, прошедшего 6 июня в здании ИА «Гарант» на Воробьевых горах.
   Статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский уведомил интернет-аудиторию в том, что ФАС РФ разбирает жалобы участников конкурсов и торгов все активнее. Если в 2006 году жалоб на госзаказчиков в ФАС поступило всего 2,5 тысячи, то уже в 2007 году их стало 10 тыс., есть все основания полагать, что к концу текущего года их количество вырастет до 18-20 тыс.
   «Число подразделений ФАС в связи с этим выросло: теперь в каждом регионе будет отдел ФАС, занимающийся разбором практики торгов и конкурсов, то есть размещения госзаказа», - пообещал А.Цариковский.
   Отвечая на вопрос по поводу дополнительных требований к поставщикам, он заявил, что федеральный закон N94-ФЗ «О размещении госзаказа» не предусматривает никаких дополнительных требований к поставщикам. Однако, развивая тему требований, добавил он, в отношении конкурсной комиссии ведомство вправе дописать внутреннюю инструкцию к составу и методам работы конкурсной комиссии там, где эти опции законом обойдены.
   В отношении размещения заказа филиалом участники круглого стола были единодушны: филиал предприятия не является самостоятельным юридическим лицом, госзаказ должно размещать головное предприятие, и 94-ФЗ, как известно, накладывает некоторые ценовые ограничения на количество размещаемого госзаказа от каждого филиала.
   Разрешено посылать и заявку на участие в конкурсах по факсу, однако параллельно заявка должна прийти в адрес заказчика и в письменной форме, запрос же котировок по факсу в законе пока не прописан.
   Заявки, подаваемые в электронном виде, должны содержать электронный адрес потенциального поставщика и быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП), а заказчик должен иметь договор с центром, удостоверяющим такую ЭЦП.
   Отвечая на вопрос о возможности участия в торгах и конкурсах аффилированных структур, А.Цариковский отметил, что прямого запрета на такие действия в законе 94-ФЗ нет, однако дело против такого конкурса или таких торгов можно возбудить уже по ФЗ-135 о конкуренции.
   Основными проблемами размещения госзаказа в России А.Цариковский считает неискорененную в законе 94-ФЗ до конца возможность инотолкований, а также недостаточную правовую культуру заказчика и поставщика.
   «Первые два года работы закона ситуация была очень тяжелой – отсутствовали и наши пояснения к нему, и научные работы, но теперь все принципиально изменилось: госзаказ становится специальностью. Как верно говорилось когда-то, «Учите матчасть!» и вы сможете участвовать в торгах и конкурсах на размещение госзаказа без ощутимых проблем. Закон, конечно, будет развиваться, потому что всякая застывшая норма – мертвая норма. Уровень вопросов по госзаказу, как я отмечаю, вырос и стал намного профессиональнее: детских вопросов уже нет», - заметил А.Цариковский.
   Заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Роман Сучков также выразил положительное отношение к закону о госзаказе: по его словам, закон подстегнул госзаказчика пересмотреть отношение к конкурсной документации, и хотя это тяжелая работа, она взаимна и со стороны заказчика, и со стороны поставщика, что улучшает качество торгов и конкурсов.
   Начальник отдела рассмотрения жалоб управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ Александр Пудов видит проблему 94-ФЗ в том, что заказчик до сих пор трактует закон так, как ему выгодно. Однако основная проблема, по его мнению, коренится даже не в 94-ФЗ, а в смежном законодательстве России.
   «Закон о госзаказе шагнул далеко вперед, и остальное законодательство, имеющее непосредственное отношение к нему (строительное, например), придется еще некоторое время доводить до этого уровня», - считает А.Пудов.
   По крайней мере всякое поступление жалобы на проведение торгов, конкурсов или аукционов всегда влечет за собой внеплановую проверку с рассмотрением всех действий заказчика.
   Директор Института подготовки кадров для системы государственных и муниципальных закупок Российской академии государственной службы при Президенте РФ Андрей Храмкин добавил, что рынок госзаказа становится популярным, однако с законом все еще есть существенные сложности. На сегодня в основном позитивно то, что в 94-ФЗ не предусмотрено одностороннее расторжение контракта, то есть он защищает интересы поставщиков, устраняя тем самым коррупцию, но то, что любое расторжение контракта с недобросовестным поставщиком требует суда, приводит к значительной потере времени, тогда как некоторые виды госзаказа настолько важны (топливо, например), что не терпят проволочек в несколько месяцев.
   «Много проблем с эффективностью процедуры аукционов – она не защищена от недобросовестного демпинга. Аукционы никак не защищены от сговора участников. Практика показывает, что даже если участники не успели договориться заранее, то за десять-пятнадцать минут до начала аукциона они, как правило, успевают сговориться, кто выиграет: процесс практически всегда напоминает игру в поддавки», - отметил А.Храмкин.
   Закон, впрочем, по его мнению, сложный, он становится все более удобным и эффективным.
   Отвечая на вопрос о дальнейших действиях в случае неявки на аукцион одного из двух участников, он отметил, что при такой ситуации заказчик вправе договориться с единственным поставщиком о заказе по начальной цене, а заодно, по взаимному желанию сторон, сделать поставщику некоторую скидку.
   «Обратите внимание на те изменения, которые вступили в силу с 1 января 2008 года – это IV часть Гражданского кодекса, которая теперь регламентирует сложные закупки, Бюджетный кодекс и закон N209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства: правила аукционов, торгов и конкурсов с вступлением их в силу некоторым образом меняются», - предупредил А.Храмкин.
   С другой стороны, вопрос квалификации заказчика встает все более остро: проводить торги, аукционы и конкурсы способны лишь грамотные специалисты.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа» о тех возможностях, которые имеют малые предприниматели при борьбе за госзаказ в условиях жесткой конкуренции со стороны более крупных поставщиков, А.Храмкин ответил, что в Академии госслужбы были такие ситуации, однако если у малого предпринимателя действительно есть желание попасть в число госпоставщиков, он должен заранее готовиться к возможному давлению со стороны недобросовестного заказчика и обращаться в контрольные органы вплоть до суда.
   «Эффективность работы контрольных органов при работе с жалобщиками на действия заказчиков увеличивается. Практика обжалования конкурсов в России становится обыденной, к этому привыкли даже заказчики. Если говорить о западном опыте, о котором я знаю непонаслышке, то за рубежом обжалуется каждый крупный заказ. Это совершенно нормальная практика. Если хотите, обжалование – дело принципа», - заявил А.Храмкин.